Явкина Надежда
Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос.
Различают несколько видов физиологического дыхания :
Публикация «Консультация для родителей „Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
• грудной (верхнерёберный)-дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряжённый, поднимаются плечи. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху.
• Брюшной (диафрагмальный) – дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Положительная сторона- лёгкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука-ухудшает его.
• Грудобрюшной (диафрагмально-рёберный)- отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры. Это наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Он постепенно формируется у детей по мере их физического развития.
Многим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребёнок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Ребёнка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Во время занятий с ребёнком следует научить малыша правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как придётся. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный выдох через рот во время проговаривания слов.
Таким образом, взрослым, которые желают научить ребёнка говорить красиво и четко, следует обучить малыша правильному дыханию.
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как:
- как физкультминутки в процессе логопедического занятия;
- как часть занятия;
- как специальные упражнения в виде игровых занятий;
- как игры;
Развитие речевого дыхания
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Например, для того чтобы правильно научиться выговаривать звуки – З, С, Ш, Ж, Р, - ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Итак, речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребёнка сформирован сильный, плавный выдох, (то есть достаточно развито физиологическое дыхание). При этом надо научить ребёнка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.
Параметры правильного речевого выдоха
1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот –
«набираем полную грудь воздуха»
2. Выдох происходит плавно, а не толчками.
3. Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует
сжимать губы, надувать щёки.
4. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен
выходить воздух).
5. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.
6. Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при
помощи частых коротких вдохов.
Игры и упражнения для развития плавного речевого выдоха
Цель:
- развитие длительного непрерывного ротового выдоха
- активизация губных мышц
1. Игры с индивидуальными предметами.
-«Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую — сбоку, на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный вдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
«Маятник»
И. п. — сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть — пауза Зс. — наклониться вперёд — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3-4 раза.
«Охота»
Педагоги закрывают глаза, логопед выкладывает перед ними апельсин, яблоко, лимон, варенье, духи. Необходимо глубоко, с закрытыми глазами, вдохнуть и по запаху определить, что за предмет перед ними.
«Ёжик по лесу идет»
Положение стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Делаем вдох с одновременным поворотом головы вправо и отведение правой руки в сторону. После выдоха и возврата в исходное положение упражнение выполняется с поворотом влево.
-Бульки, Расти, пена. (с соломинкой)
-Свистульки. Свистки – «Полицийский». Подуй в дудочку.
- «Музыкальный пузырек».
2. Игры с предметами не имеющими индивидуального назначения.
-Лети, бабочка. Осенние листья. Снег идёт. Летите птички. (картинки на нитках)
-Ветерок (султанчики, метелочки)
- Одуванчик, вертушки (на прогулке)
-Футбол (ворота, фрукты)
- «Мыльные пузыри».
-Катись, карандаш.
-Весёлые шарики (теннисный мячик, стол с проведенной чертой)
-Воздушный шарик.
-Плыви кораблик. Плыви уточка. «Парусная регата»
-Задуй свечу.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребёнка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания :
Этапы развития речевого дыхания
- пропевание гласных звуков – А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков
Ш, Ж, Ф, Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
Игры для развития речевого дыхания.
После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания.
Цель:
- отработка правильного речевого дыхания.
Под музыку:
- Пой со мной (гласные А,О,У,И,Э). (под музыку)
- Весёлая матрёшка (с куклой или матрё шкой с произнесением слогов Н: ЛЯ-ЛЯ)
- Звуки вокруг нас. (с предметными картинками). Девочки поют (поющие лица)
- Птички поют. (КО-КО-КО, КУ-КУ, ЧИРИК-ЧИРИК, ГА-ГА-ГА)
Без музыки:
- Сдуй шарик (на ковре, руки широко расставлены перед собой с произнесением звука Ф)
- Насос (с произнесением звука С на одном выдохе)
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
• без участия речи,
• на материале гласных звуков,
• согласных звуков,
• слогов, слов,
• предложений, фраз.
Мы остановимся на первом этапе работы: развитие речевого дыхания без голоса.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
• Упражнения для развития ротового выдоха.
«Подуем на вертушки» или «Султанчики», «Снежинки», «Подуем на листочки».
Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т. д.
«Загони мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Мыльные пузыри»
Игры с водой : «Весёлые пузырьки», «Кораблик» и т. д.
• Упражнения, направленные на закрепление центрального выдоха.
«Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку», «Фокус» и т. д.