Явкина Надежда
Консультация для родителей «Как научить детей охранять природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно говорят, что детей можно научить охранять природу только в том случае, если они окружены ею, часто непосредственно с ней общаются. Конечно, близость к природе, непрерывное общение с ней источник новых впечатлений, разнообразных познавательных и эстетических чувств. Но нельзя согласиться и с бытующим мнением о том, что бедность городской природы мало интересна для наблюдения детей. Участок детского сада, парк, сквер, река всё наполнено живыми существами, изучение которых- богатый материал для всестороннего развития детей. Прогулки, экскурсий, труд и наблюдения в уголке природы - всё это расширяет диапазон живого общения городских детей с природой. Советуем чаще совершать прогулки и экскурсии.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить детей охранять природу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Деятельно заботиться о природе - значит владеть определенными способами и умениями, одних знаний для этого недостаточно. Поэтому следует больше внимания уделять привитию навыков ухода за растениями и животными. Нужно с осени заготавливать корм для птиц: семена арбузов, дынь. Собирать ягоды калины, рябины, семена сорных трав (лебеды, репейника, подорожника). С наступлением холодов обратить внимание детей на то, что около жилых домов стало больше птиц. Почему? Причины могут понять уже дети среднего возраста, а старше сами её объяснить: холодно, для птиц стало меньше корма (спрятались насекомые, ветер срывает, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в помощи и заботе человека.
Детей надо увлечь желанием помочь птицам перезимовать. Они слегка усваивают способы кормления птиц. Донести до сознания детей мысль о том, что уход за птицами должен быть направлен на удовлетворение их потребностей.
Организовать с детьми наблюдения за посетителями кормушки. От содержимого кормушки зависит, какие птицы к ней прилетят. Ягоды рябины любят красавцы снегири, сало нравится синицам, а воробьи любят разные зернышки и крошки.
Заинтересовав детей уходом за птицами, можно обогащать их новыми знаниями, учить размышлять, ненавязчиво прививать необходимые навыки и умения.
Приучать ухаживать за растениями с учетом их потребности в свете, тепле, в лаги. Важно учить их тому, что осенью, когда в развитии растений наступает покой, полив необходимо уменьшить.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое движение души ребёнка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое.
С дошкольных лет надо воспитывать в детях самостоятельность, перерастающую в привычку заботиться о животных и растениях.
Как это сделать? Прежде всего необходимо преодолеть свойственное многим взрослым (а не только дошкольникам) представление о том, что природа делится на «мою» и «не мою». Вся природа – общественное достояние, но за любую травинку ответственен каждый из нас. Природа- наш общий дом, а ответственность – личная. Круг животных и растений, на который может распространяться заботу дошкольника, необходимо расширять. Не забывать о природе во дворе дома, где живет ребенок, о деревне. Следует как можно чаще ставить ребенка в такое положение, когда надо самостоятельно принимать решение, выбирать одно из нескольких вариантов. Например, перед прогулкой в зимний парк побеседуйте с детьми о том, почему птицам трудно добывать корм. Как можно помочь перезимовать птицам, обитающим в парке? В какую погоду надо спешить в парк на помощь птицам? Кому еще из животных парка необходима помощь?
Целенаправленное воспитание детей в этом направлении сформируют у них особый стиль, тип поведения и деятельности в природе. Известно, что поведение и деятельность детей направляется требованиями взрослых, сформулированными в понятных для детей правилах. Психологи подметили, что если в формулировке правила содержится отрицание («не рви», «не топчи», «не разоряй», то такие правила дети усваивают долго и с трудом, поскольку отрицание угнетающее действует на кору головного мозга.
Правило должно направлять активность детей в нужное русло, а не просто прекращать нежелательные действия. Раскрывая детям содержание правила, взрослые должны подчеркнуть его моральный смысл. Например: «Если ты случайно нашёл гнездо птицы в кустах или на земле – сразу отойди. Иначе птицы могут покинуть гнездо. По твоим следом гнездо могут найти хищные звери и разорить его». Или: В лесу говори тихо, громким разговором, криком можно спугнуть птиц, животных». В отдельных случаях объяснение правила сопровождается показом действий, например полива растений, кормления рыб, птиц. Желательно предвидеть и предупредить возможное нарушение правила, т. к. таким действием ребёнок может нанести ущерб природе.