Орлова Светлана
Консультация для родителей «Значение общения дошкольников со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
В многообразных связях общения огромное место занимает дружба детей. Она важна прежде всего тем, что каждый ребенок сам выбирает себе друга. Слова известной детской песенки «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!» раскрывают основные чувства ребенка к своим сверстникам и ощущение своей личности в их круге. Дружеские чувства крепнут с каждым годом. И то, что в дошкольном и младшем школьном возрасте еще было неустойчиво, в подростковом возрасте может заслонить все другие жизненные ценности. В выборах детей не всегда реализуется желание родителей. Как часто можно услышать от родителей : «Чтобы я больше не видела тебя с Витей!», «Не дружи с Машей, она из плохой семьи!». Сказав такие слова, родители, как правило, уверены, что ребенок сделает непременно то, что они ему приказали. Не тут- то было. Запретный плод особенно сладок. Ребенок будет продолжать дружить, но уже тайно. Или, боясь ослушаться, замкнется и будет искать на стороне возможности общаться с теми, кто нравится именно ему, а не его родителям. Понятно, что подобная родительская практика к добру не приводит. Для того чтобы понять, насколько для ребенка важна дружба, необходимо разобраться в механизмах выбора друга.
Публикация «Консультация для родителей „Значение общения дошкольников со сверстниками“» размещена в разделах
Вполне возможно, для ребенка будет достаточно «широкого» общения и он не будет стремиться завести близких друзей для индивидуального общения. Но может быть и иначе. Индивидуальные характеристики потребности в общении с конкретным близким человеком приобретают для ребенка первостепенное значение, и в этом случае он будет стремиться завести друзей. Тянется ребенок к индивидуальной дружбе со сверстниками или удовлетворяется дружбой с членами семьи, коллектива группы или класса в любом случае, дружба — это удовлетворение потребности в общении. И, следовательно, взрослым нецелесообразно препятствовать реализации этих потребностей, поскольку они даны ребенку изначально и не могут быть «остановлены» по воле какого- то одного человека.
Очень важно, чтобы ребенок с малых лет активно общался с разными людьми, набирался социального опыта. Общение с людьми разного возраста, как правило, нравится ребенку. Он чувствует себя сопричастным одновременно и к миру сверстников, и к миру взрослых. Ему интересно. Не надо этого бояться. Если малыш научится общению, ему легче будет войти в систему связей и со сверстниками, и с людьми постарше. Конечно, необходимо избегать другой крайности. Позволять малышу все время находиться вместе с взрослыми людьми. В этом случае у него может возникнуть болезненное желание быть все время в их круге. Во-первых, это значительно затруднит его общение со сверстниками и усложнит его жизнь в школе. А во-вторых, это ускорит его искусственное взросление, поскольку ребенка будут интересовать те «взрослые» вещи, которые он в силу своего возраста еще не может понять и осознать. Это слишком большая нагрузка на психику ребенка.
Но бывает и так, что ребенок дружит со сверстником или со старшим его по возрасту ребенком, который не пришелся «ко двору», т. е. к родительским симпатиям. Что делать в том случае? По крайней мере можно сразу сказать, чего не следует делать — не следует запрещать. Педагогический опыт подсказывает, что дружбу маленького ребенка разрушить несложно. Он находится еще в подчиненном положении и побоится ослушаться. Но нет никакой гарантии, что он не затаит обиду на родителей или вообще потеряет вкус к дружбе. Родители, сами того не желая, могут обречь своего ребенка на одиночество в трудные для него, к примеру, годы отрочества.
Очень полезно поощрять ребенка разговорами о его друзьях. Проявлять искренний интерес к историям, в которых принимали участие друзья ребенка и он сам. Можно придумывать праздники, на которые приглашать сверстников ребенка — одноклассников или дворовую детвору. Необходимо помнить, что маленький ребенок, дошкольник или младший школьник еще не понимает истинного значения дружбы, он только этому учится. Задача родителей подсказывать ему правильный стиль поведения с друзьями. Если друг, к примеру, заболел, можно подсказать ребенку правильную форму поведения — навестить заболевшего друга. Если ребенок поссорился с другом, а это бывает довольно часто в этом возрасте, разобрать с ним причину ссоры и подсказать пути примирения. Ну и, конечно же, ни в коем случае нельзя ребенка ставить в неловкое положение перед другом или сверстниками. Соответственно и к его друзьям надо относиться уважительно.
Родителям :
Помните, что в дружеских отношениях ребенок реализует свои потребности в общении.
Ни в коем случае не настраивайте ребенка против, если вам не понравился его выбор друга.
«Подрывную» работу ведите осторожно и медленно.
Приготовьтесь, что результаты ваших усилий могут быть отдаленными.
Если ребенок уже «увлекся» другом, неподходящим, по вашему мнению, «разводите» их бережно, медленно, систематически.
Помните, что дети быстро и легко сходятся, так же быстро и легко расходятся, поэтому не торопите события своим вмешательством.
Если вы пропустили момент увлеченности вашего ребенка «не тем другом», действуйте осторожно.