Лучший педагог года

Консультация для родителей «Научитесь слышать звуки»

Любовь Камолина
Консультация для родителей «Научитесь слышать звуки»

1. Основные термины, используемые в процессе обучения детей грамоте.

Буква – графический знак, который используется для обозначения на письме звуков.

Звук гласный – звук речи, состоящий из голосового тона, образуемый свободным проходом воздуха, может быть слогообразующим.

Звук речи – членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью движений речевых органов.

Звук согласный – звук речи, образуемый с участием голоса и (или) шума, не может быть слогообразующим.

Публикация «Консультация для родителей „Научитесь слышать звуки“» размещена в разделах

Звук согласный глухой – звук, производимый органами речи без участия голоса, состоящий из одного лишь немузыкального шума.

Звук согласный звонкий – шумный согласный, произносимый с участием голоса.

Звук согласный мягкий – согласный, произносимый с малой напряженностью.

Звук согласный твёрдый – более низкий, по сравнению с мягким, звук.

Предложение – целостная единица речи, которая выражает или сообщает мысль о некоторой действительности и отношения к ней говорящего.

Речь – сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения.

Речь устная – словесное общение, при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Слово – важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств; состоит из морфем и служит материалом для построения предложения; принадлежит к определенной части речи и выражает грамматическое значение.

Слог – минимальная единица языкового потока; последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком.

Слог закрытый – слог, заканчивающийся на согласный.

Слог открытый – слог, заканчивающийся на гласный.

Слогообразующий – гласный, образующий слог.

Текст – законченное в содержательном и структурном отношении речевое произведение, может быть устным и письменным.

Ударный гласный – гласный, отличающийся большей силой, долготой, интенсивностью по сравнению с неударными гласными звуками в составе одного слова.

Фонема – минимальная единица звукового строя речи (звук).

Фонематический (звуковой) слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий различение и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фраза – законченный оборот речи, предложение.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и её хранения.

2. Советы по развитию фонетико –фонематических процессов.

Недостатки звукопроизношения сказываются на развитии фонематического слуха, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Подобные причины могут привести в дальнейшем к школьной неуспеваемости – дисграфии и дислексии (нарушениям письма и чтения).

Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:

1) развитие слухового внимания;

2) формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.

Работу по развитию слухового внимания нужно начинать с развития слухового внимания на неречевых звуках – это различение неречевых звуков : громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).

С этой целью полезны такие упражнения и игры на развитие слухового внимания:

«Какие звуки нарушают тишину

«Кто услышит больше звуков

«Назови звуки улицы»

«Голоса животных и птиц»

«Угадай, чей голосок»

Основные образовательные задачи по формированию функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза предполагают:

• сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;

научить произносить слова различной слоговой сложности;

научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3. Различение звука в слове.

4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т. д.).

6. Придумывание слов на определённый звук.

Работу по развитию фонематического восприятия можно проводить в форме игровых упражнений типа «Стой или шагай» (если в слове слышится звук «С», надо стоять, если нет звука «С» - шагать, «Хлопни (или подними руку, если услышишь звук» и др.

3. Практические упражнения по развитию фонетико – фонематических процессов

Формирование фонематического слуха:

1. Подними руку, если услышишь звук…

2. Придумай слово со звуком …

3. Назови первый (последний) звук в словах …

4. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком)

5. Подбери букву к картинке …

6. По сюжетной картинке назови слова, начинающиеся со звука (заканчиваются звуком)

7. Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки.

8. Подбери слова со звуком … в начале, середине, конце слова.

9. Посчитай количество звуков в слове (с опорой на проговаривание взрослого, предметные опоры).

10. Подними руку, если услышишь звук …

11. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком), со звуком … в середине слова

12. Назови первый (последний) звук в словах …

13. Подбери букву к картинке …

14. Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки.

15. Посчитай количество звуков в слове …

16. Игра «Кто больше придумает слов на звук …

17. Игра «Назови животное (транспорт, цветок, овощ, фрукт) на звук …»

18. Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).

19. Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Слова: сова, зонт, лиса, лес, коза, слон, жук, коса, ёжик, нос, стакан.

Формирование звукового анализа и синтеза

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4,

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков :к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова новых слов:

ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).

8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.

9. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

10. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т. д.

Р У Ч К А

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. ( Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово? Пол-ка, пол-ночь).

6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных).

8. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).

9. Выделить 1 слог из слов. Объединив слоги в слово назвать новое полученное слово: малина, шиповник, награда – машина; ромашка, закат – роза.

10. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

Формирование языкового анализа и синтеза

1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3).

2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.

3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.

4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)

5. Распространение предложений путём увеличения количество слов. (Дети играют. Дети играют на полянке. Дети играют на полянке у пеньков.)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Поможем ребёнку научиться слышать и слушать» Искусство родителей не в том, чтобы удачно выруливать из трудного боя или искусно побеждать ребёнка, а в том, чтобы не возникало боя, чтобы.

Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки»Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Научитесь слышать звуки»
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 12:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД