Мадьянова Екатерина
Консультация для родителей «Обучение детей составлению описательного рассказа по мнемотаблице»
Одна из самых главных задач по развитию речи воспитанников дошкольного возраста является обучение связной речи, умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Связная речь – это развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение детей составлению описательного рассказа по мнемотаблице“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
При составлении различных по сложности высказываний, усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т. к. отсутствуют готовые авторские формы. Это требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, совершенствования всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы для составления рассказов.
Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ у детей дошкольного возраста.
Особенности описательного рассказа :
описательный рассказ не имеет сюжета;
у него отсутствует временная последовательность;
речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий);
Самым эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование таких схем и планов облегчает обучение воспитанников составлению описательных и сравнительных рассказов.
Выделим основные факторы, которые облегчают процесс становления связной речи у дошкольников:
1. наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия)
2. схема или план (где каждое звено высказывания последовательно сменяется другим).
Рассмотрим примерную структуру описательного рассказа :
название предмета или явления;
основные характерные признаки предмета или явления;
назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;
какую пользу приносит;
отношение к данному предмету или явлению.
Далее уже приступаем к самой структуре плана:
1) кто это или что это?
2) внешний вид (форма, цвет, размер, материал и. т. д).
3) характерные признаки предмета или явления.
4) назначение (где используется, какую приносит пользу).
5) отношение к описываемому предмету или явлению.
Необходимо постоянно закреплять с воспитанниками полученные умения по составлению описательных рассказов дома, по дороге домой, в детский сад.