Татьяна Колотилина
Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение звуковому анализу слов.
Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка : обучение их звуковому анализу слов, что становится основой для ознакомления с буквами и обучения чтению.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение звуковому анализу слов“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков : выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.
Так, при анализе слова «жук» ребё нок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жук. Реально представить слово даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове.
Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой- либо звук, будут заполнены не все клеточки, - и он увидит, что где-то ошибся. При этом первый звук нужно называть так, как он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит», то «кь»). Интонационно выделяя звуки, надо одновременно фиксировать их фишками одного цвета - серыми.
После того, как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, знакомим детей с гласными и согласными звуками.
Дети узнают, что гласным звукам ничто «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко выходят изо рта. Дети «проверяют» все звуки, произносят их и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Полученные таким активным путё м знания прочно усваиваются дошкольниками: эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом называются гласными и, разбирая слова, обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.
На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «мь» мешают губы, «с», «сь», «з», «зь» - мешают зубы и т. д.
Дети знают, что у звуков есть «братцы» : различают большого и малого «братцев».
Вводятся названия твёрдых и мягких согласных звуков : большим братцем называем твердый согласный звук, а маленьким - мягкий согласный звук.
Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.
В период знакомства с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками переходим к анализу четырёх - пятизвуковых слов различного состава : лиса, слон, зонт, школа.
Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяется сходство и различие. Картинки - схемы заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.
В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах.