Юлия Копылова
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация детского
экспериментирования в домашних
условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.
Публикация «Консультация для родителей „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Ребенок любит все загадочное, неизвестное, пытается изучать мир всеми возможными способами и задает очень много вопросов обо всем на свете. Очень часто простые и обыденные для нас, взрослых, вещи вызывают искреннее удивление и восхищение детей. А ведь существуют простые эксперименты, которые можно провести в любом месте. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования, большинство из них юные экспериментаторы могут делать сами, выполняя ваши инструкции, и, конечно, под вашим наблюдением. Это не только поможет занять ребенка на некоторое время, но и способствует развитию мышления ребенка, его памяти, любознательности и наблюдательности, поможет понять некоторые законы природы.
В детском саду уделяется много внимания экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные
проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности, имеются материалы для экспериментирования : бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
А дома любое место может стать местом для эксперимента.
Например, ванная комната.
Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
Морская соль
Пена для ванны
Хвойный экстракт
Кусочки мыла и т. п.
Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы.
Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик- мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком
пластилина; после погружения уровень воды поднимается.
Разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой)
Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов,
развивать наблюдательность.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Простые опыты надолго увлекут вашего непоседу и дадут вам возможность спокойно заниматься кухонными делами.
Самые простые опыты можно проделать с обычной водой. Для начала поговорите с ребенком о воде. Вспомните, где можно встретить, для чего она нужна и что будет, если вода вдруг исчезнет. Спросите, есть ли у воды цвет, запах, какая она на вкус. Если малыш еще не знаком с агрегатными состояниями воды, проведите такой простой эксперимент.
Опыт 1. Налейте воду в формочку для льда, и пусть ребенок сам поместит ее в морозилку (воду можно окрасить в разные цвета). Через пару часов вытащите формочку и покажите, что вместо воды в ней оказался лед.
Сможет ли ваш ребенок сам разобраться в этом чуде? Неужели твердый лед– это та же вода? Давай проверим! В теплой комнате лед растает и превратится в воду. Пусть это будет первое открытие юного исследователя.
Опыт 2. Наберите в прозрачную емкость воды, отметьте маркером ее уровень на стенке емкости и оставьте на несколько дней. Пусть ваш малыш наблюдает таинственное исчезновение воды в течении нескольких дней. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.
Опыт 3. А теперь исследуем некоторые свойства воды. Одно из них
ребенку знакомо. Речь пойдет о растворении. Спросите у малыша, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой (сахар не исчезает, он растворяется и поэтому чай становится сладким).
Поставьте перед ребенком проблему: все ли вещества будут растворяться в воде? Выслушайте предположения малыша, а потом предложите проверить догадки с помощью эксперимента.
Налейте в стаканчики воду, дайте малышу различные безопасные вещества, которые найдутся на вашей кухне (сахар, соль, крупы, масло, муку, немного земли из цветочного горшка, мел и т. п., и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает выводы.
Можно сделать мыльные пузыри. Для этого наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку.
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путем проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Если вы не знаете точного (научного) ответа на какой- либо вопрос, необходимо обратится к справочной литературе.