Попова Светлана
Консультация для родителей «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с Урало-Сибирской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что сделали для нас наши предки должно остаться в нашей памяти. Испокон веков славилась Русская земля своими мастерами - одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство.
Если еще несколько десятилетий назад секреты народного творчества передавались в семье от родителей к детям, то сейчас эта связь утрачена, поэтому одной из основных задач воспитания является восстановление традиций и воспитание у детей интереса к различным видам декоративно-прикладного творчества, самобытной культуре.
Публикация «Консультация для родителей „Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с Урало-Сибирской росписью“» размещена в разделах
Как прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Как богата наша Россия - драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами. В каком бы уголке нашей Родины ты ни оказался, везде встретишь чудо - мастеров, прославляющих красоту нашей земли. Есть такие мастера и у нас на урале. Урало - Сибирская роспись, распространенная на Урале и в Западной Сибири - одна из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи.
Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал.
Урало – Cибирская роспись - самобытное и яркое явление русской национальной культуры. Она включает в себя роспись бытовых вещей : берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Уральская домовая роспись поражает прежде всего своей монументальностью: расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери, окна и многое другое.
В этой росписи используют такие элементы, как цветы, листья, фрукты, ягоды, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин, гораздо реже зверей и человека. В своих композициях народные художники используют обязательный принцип строгого соблюдения пропорциональных соотношений элементов росписи.
Урало-сибирская роспись - свободная живописная роспись, которая выполняется без предварительного рисунка по цветному фону масляными красками.
Основным элементом, отличающим эту роспись от других, является разживка. Чаще всего она бывает белой. Поэтому её называют ещё «разбел», когда на кисть берется сразу два цвета (основной и белый). Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности.
Разбел применяют только в тех случаях, когда для росписи берётся темный или цветной фон (красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый). Если фон, на котором выполняется роспись светлый (белый, светло-голубой, желтый, золотистый, древесный, разживку делают темными цветами.
В урало-сибирской росписи применяют небольшое количество цветов: красно-желтый, сине-белый, красно-белый, желто-зеленый и т. д.
Расписывать начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким. Это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии.
Заканчивали роспись нанесением приписок - это стебли, корни, травки. которые разбивали чёткие контуры форм и повышали выразительность мотивов, связывая их между собой и с фоном.
Урало-сибирскую роспись можно использовать в разных видах продуктивной деятельности: аппликации, лепке, рисовании. Основное правило в росписи – это разбел (переход от одного цвета к другому.
В аппликации - путем наклеивания фигур одинаковой формы, но постепенно уменьшающегося размера и разного цвета (постепенно переходящего из одного цвета в другой) друг на друга.
В лепке точно также. Но в этом случае, применяя вместо бумаги пластилин, элементы росписи получаться очень объемными. Поэтому лучше использовать лепку в разрезной технике. Техника пластилиновой живописи уникальна. Можно с удовольствием придумывать новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.
В рисовании, во время которого на один край кисти берутся белила, а на другой край краска основного цвета. Кисть вращали таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка, по контуру мотива. Этим самым достигался очень живописный эффект в росписи, звучность ее красок: постепенный медленный переход от одного цвета в другой, неповторимая игра цветовых оттенков.
Урало-сибирская роспись была изначально пальцевой, поэтому можно использовать нетрадиционную технику рисования (рисование пальчиками, где кисточка нам понадобится только на заключительном этапе, для нанесения приписок.)