Наталья Гусельникова
Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития детей, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» создавать, изображать и «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого можно осуществить замысел. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Данное направление деятельности выбрано мной не случайно. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Лепка самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Как известно, развитие мелкой моторики напрямую влияет на умственное развитие ребёнка, его мышление и речь. Кроме того, занятия с пластилином способствуют снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Публикация «Консультация для родителей „Пластилинография как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Обучая детей созданию пластилиновых картин, я придерживаюсь следующей методики. Чтобы занятия пластилинографией приносили детям радость, в работе я использую яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Обучение проводится поэтапно: сначала учимся надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приёма. Обучение проходит в порядке повышения уровня сложности: начинаем с простых картинок, постепенно переходим к созданию более сложных. Создавая лепные картины, я знакомлю детей со свойствами пластилина (мягкий, твёрдый, пластичный, может принимать разную форму). Для получения нужного оттенка учу детей соединять пластилин различных цветов. Детям интересно узнавать и применять на практике два способа смешивания пластилина : первый смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно; второй взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.
Возможные задачи:
• совершенствовать зрительное восприятие.
• способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию :
• развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала;
• развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук;
• развивать фантазию, воображение, пространственное мышление;
• формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.
• способствовать социализации детей : развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его.
Пластилинография открывает прекрасные возможности для создания совместных и коллективных работ. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Особенность пластилинографии такова, что у ребёнка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Доступность материала и наличие фонов разной формы и цвета в группах поддерживает интерес у детей к данной технике. Ведь так важно, чтобы дети могли заниматься любимым делом в любое свободное время. Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.
Творческих успехов!