Папки-передвижки

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит»

Юлия Макарова
Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит»

Речь формируется в первые годы жизни. Степень ее развития зависит о многих факторов: от особенностей самого ребенка, социальной среды, пола, отношений с родителями, физиологических особенностей и т. д.

Речь взрослого очень важна для ребенка. Если Вы не будете провоцировать малыша на произнесение звуков, то не стоит ожидать, что он самостоятельно с Вами заговорит логически выстроенной речью.

Публикация «Консультация для родителей „Почему ребенок не говорит“» размещена в разделах

Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то, что ЗРР у детей очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.

Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы.

Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования невропатологом, логопедом и психологом.

На ЗРР ребенка влияют несколько факторов, которые делят на внутренние и внешние.

К внутренним факторам относят:

1) некоторые наследственные болезни (глухонемота, патологии ротовой полости, наследственная задержка речи, эпилепсия, судороги, мигрени, аллергии, алкоголизм родителей, склонность к суициду родителей или родственников, умственная отсталость, заикание и др.);

2) особенности протекания беременности (тяжелые роды, кровоизлияния в мозг, недоношенность и др.);

3) наличие гипоксии внутриутробной и родовой (кислородное голодание);

4) наличие определенных болезней у ребенка (психические нарушения, заболевания эндокринной системы, заикание и др.);

5) пол ребенка (спорный фактор, педагоги склоняются к тому, что мальчики начинают говорить позже, однако официальная медицина спорит по этому поводу);

6) ребенок - левша или правша (Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством.

Недаром, правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием);

7) личные особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик; тип ребенка по восприятию окружающего мира - визуал, аудиал, кинестетик и др.).

То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство.

К внешним относятся следующие факторы:

1) стрессовые ситуации;

2) присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);

3) билингвизм семьи;

4) смена места проживания, детского сада и др.

Развитие речи - процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Если в 2-2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, стоит внимательно присмотреться к нему и понять, почему он так долго молчит.

Типичные варианты задержки речевого развития (ЗРР) у детей 2-2, 5 лет:

1. Задержка на стадии называния.

Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может долго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослыми. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем.

В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным рассказом для малыша. Родителям нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу "давай вместе". А главное, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки.

2. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым.

Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так всё понятно.

Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом.

3. Ориентация в основном на предметный мир.

Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир. Конечно, взрослым удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредотачиваясь на предметах и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение приводит, как правило, к ЗРР, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны.

С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в "ку-ку", спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть с ребенком в старую игру "Сорока-ворона" или другие детские игры. Но нужно помнить, что всем предметным действиям следует придавать (по возможности) человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. п. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить. Полезны игры с иммитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

4. "Детские" слова могут препятствовать развитию речи.

Причины употребления специфических "детских" слов типа "бу-бу", "лю-ка" кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной ещё артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов.

Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.

Когда нужно начинать беспокоиться?

Педиатры выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка :

· Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка».

· Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.

· Не играет и не взаимодействует с другими детьми.

· Не понимает или не может ответить на простые вопросы.

· Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.

· Не может назвать кого-то из членов семьи.

Итак, если вы обнаружили у своего двухлетки один или несколько из этих признаков, следует обратиться к педиатру.

Первое, что сделает врач, это проверит слух у вашего ребенка. Незначительные нарушения слуха, например, после ушной инфекции, могут значительно тормозить развитие речи. Если со слухом все нормально, врач может предположить незначительное отставание в развитии. В этом случае, скорее всего, он предложит вам подождать и понаблюдать за ребенком в течение 6-12 месяцев, чтобы посмотреть, нужно ли будет дальнейшее лечение. Но не следует в течение этого периода сидеть сложа руки. Ваша задача – помочь ребенку развить навыки речи. Даже если ребенок посещает логопеда, домашние упражнения могут сделать чудеса.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Почему дети нас не слышат?» А приходилось ли вам сталкиваться с таким обстоятельством, когда приходится ребёнку повторять несколько раз одно и то же, обращаться с просьбой.

Консультация для родителей «Почему мой ребенок не слушается» Родителей часто беспокоит вопрос: «Почему мой ребенок не слушается?» И, конечно, сразу начинают сравнивать его с другими детьми. Этого делать.

Консультация для родителей «Почему ребенок часто плачет»Консультация для родителей «Почему ребенок часто плачет» Вы стали замечать,что ваш малыш чуть что-сразу в слезы,что могло стать причиной такого поведения и как вести себя родителям в такой ситуации?.

Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?»Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.

Консультация для родителей «Почему ребенок грызет ногти?» Многие родители полагают,что если ребенок грызет ногти,то это всего лишь дурная привычка,от которой рано или поздно он отучится. Успокоив.

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?»Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо ест?» Самая банальная и частая причина плохого аппетита – нарушение режима питания. У детей дошкольного возраста аппетит не всегда одинаков. Особенно.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо разговаривает?» Последнее время все меньше дошкольников с речью без отклонения от нормы. Возникает вопрос: «Почему это происходит?». Причины не только в.

Консультация для родителей «Почему ребенок вредничает?»Консультация для родителей «Почему ребенок вредничает?» Вы замечаете,что ребенок на все ваши просьбы начинает кричать,вредничать,что же делать,чтобы таких ситуаций не возникало. Некоторые дети.

Консультация для родителей «Ребенок и телефон» В век прогрессивно развивающихся технологий, трудно представить жизнь человека без телефона и других всевозможных гаджетов. Телефон давно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит»
Опубликовано: 15 марта 2022 в 08:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД