Анастасия Головина
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Как заниматься с ребенком незаметно для него.
Многие дети боятся слова «надо». Принуждение они воспринимают в штыки, даже не подозревая о том, что учиться может быть интересно. Не принуждайте ребенка, постарайтесь совместить учебу с игрой.
Математикой, русским языком, литературой и даже музыкой заниматься, так, что ребенок сам будет охотно отвечать на все ваши вопросы. Например, попросите ребенка расставить на столе тарелки для всей семьи. А что будет, если бабушка не захочет есть? Сколько тогда нужно тарелок?
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к школе“» размещена в разделах
Если ребенок не хочет читать, придумайте оригинальную игру про разведчиков и кладоискателей с таинственными посланиями.
Правила успешного обучения:
1. Сочетайте обучение с игрой и общением.
2. Купите ребенку красивые школьные принадлежности в форме игрушек с картинками.
3. Пусть малыш использует полученные знания в реальной жизни.
4. Ставя перед ребенком сложную задачу, предлагайте ему решить ее «с конца», чтобы укрепить его уверенность в себе.
Игра и общение.
Чтобы подготовить ребенка к школе психологически и эмоционально, можно придумывать различные игры. Играя и общаясь, ребенок быстро запоминает правильное поведение и получает отличные жизненные уроки. Можно использовать куклы и мягкие игрушки. Некоторые дети предпочитают разыгрывать сценки из школьной жизни.
В каждой игре предложите ребенку роль ученика, пусть он сам найдет выход из сложившейся ситуации. Если он ответит не верно, подскажите ему. В крайнем случае, объясните ему правильное поведение. Не торопите и не ругайте ребенка за не умение ответить или ошибку иначе вы отобьете у него охоту заниматься. Хвалите и направляйте его мысли в нужное русло.
Игра «Я не самый лучший?».
Дома ребенок-самый лучший. Если он не ходит в детский сад, то может считать, что он-центр Вселенной. Тем более если не только родители, но и бабушка с дедушкой его нахваливают и называют «самым-самым». Но вот ребенок попадает в школу, а там все «самые-самые». И учитель относится к нему также, как к другим детям, при этом не хвалит каждую минуту, как дома, а может сделать замечание.
Эту ситуацию тоже лучше проиграть. Например, Щенок очень любит себя и считает самым лучшим, ведь родители лишь об этом и твердят. А в классе его никто не хвалит. Он обиделся на детей и учителя, который сделал ему замечание за то, что Щенок забрался на парту и залаял. «Вот дома бы над этим все посмеялись, а в школе меня отругали. Учитель плохой», - заявил Щенок маме. Спросите у ребенка: прав Щенок или учитель? Посадите за условные парты несколько кукол и покажите, что будет, если каждая залезет на парту и будет кукарекать, мяукать или мычать. Сможет ли учитель рассказать что-то интересное, научить чему-нибудь? Пусть ребенок подумает и ответит. Так он поймет, что дома он – один единственный, а в классе – один из учеников. Поэтому надо уважать других и считаться с требованиями, которые диктует школа.
Социальная подготовка.
Многие родители все свое усердие направляют на интеллектуальное развитие ребенка, совершенно забывая о том, что ребенок должен быть готов к учебе морально, психологически и социально. Психологическая зрелость важна, может быть, более всего. Ведь не чувствуя себя комфортно в новой среде, ребенок просто не может учиться. Вместо того чтобы получать знания и обретать новых друзей, он будет развивать в себе всевозможные комплексы, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни.
Полезные советы.
Обязательно обратите внимание на следующие моменты:
1. Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми. Давайте ребенку возможность самостоятельно устанавливать новые контакты. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
2. Некоторые дети теряются, не имея навыка выживания «в толпе» (зайдите в любую школу на перемене). Для тренировки время от времени берите сын на длительное мероприятие, посещайте с ним вместе вокзал или аэропорт.
3. Не секрет, что окружающие не всегда доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться с негативной оценкой своей работы. Главное, чтобы ребенок понимал: критика относится ни к его личности в целом, а к конкретному поступку. Прекрасно, если выработана устойчивая положительная самооценка, тогда ребенок воспринимает критику позитивно: не обидится, а постарается что-то изменить.
4. Дома ребенка понимают с полуслова. Не надо ждать того же от учителей или одноклассников. Учите малыша понятно излагать свои мысли, создавайте ситуации, в которых ему нужно попросить помощи у незнакомого человека.
5. В школе ребенка часто будут сравнивать со сверстниками. Необходимо заранее приучить его соревноваться, стремиться побеждать и не огорчаться при неудачах.
6. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослых. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый успешный шаг в работе – хвалите за окончательный результат.
7. Учите ребенка работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно
8. для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное время. Это поможет ему дождаться перемены.
9. Первоклассник будет в школе чувствовать себя уверенно, если заранее усвоит элементарные навыки: например, научится правильно держать карандаш, внимательно слушать инструкцию и выполнят. И т. д.
Социальной готовности ребенка следует уделять не меньшее внимание, че интеллектуальной. Она подразумевает потребность в общении со сверстниками, адекватное поведение в коллективе, способность слушать учителя и выполнять его задания. Помимо этого, у ребенка нужно воспитывать умение преодолевать трудности и правильно относиться к своим ошибкам.
Будь организованным.
Ребенок непременно должен обладать элементарными навыками самоорганизации. В дальнейшем они станут его помощниками в учебе, без них невозможно разумно расходовать время, чередуя труд и отдых.
Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить: любая деятельность требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что потребуется, например, для рисования или лепки, где лучше сесть и т. д. всему этому нужно учить. Нужно напоминать ребенку, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится, что у него не приготовлено все необходимое. И конечно, надо проследить, как он выглядит, в порядке ли у него костюм, вымыты ли руки. Подготовка предстоящей деятельности настраивает ребенка на серьезный лад, создает желание выполнить работу.
Как нельзя готовить ребенка к школе.
Рассказывая ребенку о школе, старайтесь избегать категоричных и ничего не значащих утверждений типа «в школе будет здорово, в школе будет интересно». Если вы будете внушать ребенку позитивный образ школы, ничего о ней не рассказывая, то ребенок решит, что попадет в «рай», а в реальности столкнется совершенно с другим. В результате у него возникнет отрицательное отношение к школе.
Другая крайность, которой надо избегать: навязывание негативного образа школы. Такое обычно происходит в семьях, где родители заставляют готовиться ребенка к школе, а он ленится. Папа и мама говорят: «Вот погоди, в школе тебе за это двойку поставят» или : «Учителя тебя будут ругать за такое поведение». Запугивание школой категорически запрещено. Не делайте этого, если хотите, чтобы ребенок с удовольствием и хорошо учился.
Нельзя не замечать достижений ребенка и критиковать ошибки. Вы можете добиться того, что ребенок вообще откажется заниматься. Угрозы бесполезны. Более того, ребенок, которого заставляли заниматься, не научится самостоятельно преодолевать трудности. Он будет плакать и сидеть, ничего не делая, вместо того чтобы исправлять ошибку.
С другой стороны, нельзя быть безразличным к ребенку. Отсутствие реакции со стороны родителей формирует у ребенка ощущение беспомощности. У него возникает пассивное отношение к занятиям и уверенность в том, что никогда ничего не получится. Поэтому общение ребенка со взрослым должно быть эмоционально насыщенным и полноценным.
Советы:
Если ребенок выполнил задание плохо, но чуть лучше, чем в прошлый раз, никогда не оценивайте результат одинаково, иначе у малыша совсем пропадет желание учится. Например, первое задание он сделал плохо, вы нашли в нем много ошибок. Скажите ему об этом, не забывая добавить что все теперь зависит от того, как он будет заниматься. Если он хорошо поработает, то результат будет лучше. Ребенок поверил вам и стал усиленно заниматься, но вновь наделал много ошибок, хотя теперь их стало 12, не 15. Неправильная реакция: вас не устраивает этот результат, и вы вновь ставите ему двойку, объяснив, что ошибок по прежнему много. Но вы же видели, что ребенок старался, и результат стал ЛУЧШЕ. Правильная реакция: похвалите ребенка за то, что он старался, отметьте, что теперь ошибок меньше, и это – результат его труда. Значит, если ребенок еще поработает, то ошибок станет еще меньше. С помощью упорных занятий он добьется самого высокого результата и получит пятерку. А пока поставьте ему тройку с минусом, чтобы ребенок видел, что не зря старался.
Развитие самостоятельности.
Если ребенок во всем будет полагаться на вас, он может стать беспомощным. Вряд ли вы этого хотите. Поэтому подумать о развитии самостоятельности у ребенка стоит заранее, задолго до поступления в школу.
Самостоятельность проявляется не только в поступках, но и в мыслях. Ребенок, быстро и без напоминаний убирающий игрушки или бойко завязывающий шнурки на ботинках, может растеряться и смотреть с надеждой на маму, когда ему предложат выполнить простое, н не привычное задание, например поиграть с трехлетним малышом. Он этого не делал и не знает, как поступить, а подумать и проявить себя с новой стороны боится, потому что привык все делать по подсказке.
Заставляя детей подчиняться, родители нередко лишают их возможности проявлять инициативу. Послушному, но пассивному ребенку в школе будет труднее, чем малышу, который умеет быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам. Поэтому, воспитывая детей, не слишком ограничивайте их свободу.
Общение с детьми.
1. Воспитывая в детях прилежность, самостоятельность, бережливость, аккуратность и другие полезные качества, говорите им о своем собственном отношении к ситуации, а не просто критикуйте или заставляйте что-то сделать.
2. Всегда одинаково реагируйте на одни и те же поступки детей. Никогда не ругайте сегодня за то, за что вчера хвалили или к чему на прошлой неделе отнеслись равнодушно. И наоборот, если ребенок вчера старательно читал по слогам книжку, а сегодня не хочет этого делать, не говорите ему тем же довольным голосом «И все равно ты молодец».
3. Если малыш совершил проступок, нельзя наказывать его через неделю. А если ребенок пролил суп на скатерть перед очередной серией вашего любимого детектива, нельзя выражать свое недовольство после окончания фильма. Промежуток времени между недовольством и реакцией должен быть минимальным.
4. Не обязательно комментировать все действия ребенка и выражать к ним свое отношение, иначе ребенок будет постоянно ждать вашей похвалы или порицания, а он должен учиться самостоятельно оценивать свои поступки и думать, как поступить в том или ином случае.
5. Не предъявляйте к детям завышенных требований, чтобы они не боялись совершить ошибку. Помните о том, что каждый человек имеет право на ошибку, а ребенок и подавно.
Как относиться к ошибкам ребенка.
У каждого ребенка случаются ошибки, по неопытности и неумению или из-за лени, неаккуратности или неорганизованности. Ругать ребенка не стоит не в коем случае, если ребенок действительно виноват, нужно.
Ошибки, которые делает ребенок в процессе учебы, дают ему возможность проанализировать свою работу, понять, в чем он был не прав, что сделал не так. Этот служит стимулом для дальнейшей работы, пробуждает стремление действовать и улучшать результат своего труда. Именно так должны восприниматься его ошибки и вами. Если вы будете возмущаться тем, что ребенок неправильно что-то нарисовал, то он может в дальнейшем вообще не взять в руки карандаш. Чем больше вы будете ругать ребенка за ошибки, тем большую неуверенность поселите в его душе.
Если ребенок выполняет задания не аккуратно, потому что хочет побыстрее вернуть к своей игре, то постарайтесь заинтересовать ребенка. Выскажите свое разочарование тем, что увидели, сообщив малышу, что он способен на большее. Причина его ошибки – небрежность. Если он поработает старательно, то у него получится намного лучше.
Абсолютно по всем вопросам мнение родителей дошкольника является самым важным, поэтому от вашего отношения к ошибкам сына или дочери зависит их отношение к ним. Если вы ругаете ребенка за каждую ошибку, то ребенок свыкнется со своими неудачами и станет покорно нести бремя неумехи и лоботряса. И наоборот, если вы поверите в ребенка, будете радоваться любым даже самым маленьким его успехам, он поверит в себя и будет стремиться совершенствоваться. Поэтому старайтесь хвалить малыша, находя для этого любой повод. Поддерживайте его положительную самооценку.
Не все родители умеют хвалить своих детей, многие даже не придают большого значения похвале. А между тем похвала приносит детям огромную пользу, увеличивает их уверенность в своих силах, формирует адекватную самооценку. Секрет правильной похвалы прост: будьте искренними! Хваля ребенка, выражайте одобрение не только словами, но и другими способами: интонацией, жестами, прикосновениями.
Конечно, во всем должна быть мера. Хвалить ребенка с утра до ночи без повода нельзя – так вы обесцените похвалу. Одобрять нужно только конкретные действия, старания и инициативу, никогда не сравнивая при этом ребенка с другими.
Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия не нужны. В результате у ребенка не сформируется серьезное отношение к занятиям, ему не будет хватать усидчивости, терпения, настойчивости. О таком ребенке иногда говорят, что он не способный. Но дело не в этом, просто ребенок не любит и не умеет трудится.
Важно, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. Если ребенок увидит, что вы серьезно относитесь к его делам, то будет стараться больше. Хвалить можно не только за результат, но и за приложенные усилия, преодоление трудностей. Объективная оценка работы ребенка помогает ему выработать правильное отношение к труду.
Психологи подсчитали, сколько раз надо хвалить и ругать ребенка, чтобы он не чувствовал своей ущербности, а, наоборот, сохранил ощущение счастья, при этом правильно оценивая критику родителей и используя полученную информацию для своего развития, правильная пропорция 4:1, то есть на каждое критическое замечание должно приходиться четыре похвалы.
Как выработать правильную самооценку.
Каким ребенок видит самого себя? Если он считает себя хорошим, умным и сильным, то ему легко адаптироваться к школе, привыкать к новым условиям, исправлять ошибки. Уверенность в себе позволит маленькому человеку спокойно относиться к временным трудностям и преодолевать их. И наоборот, если ребенок сомневается в том, что он хороший, или просто уверен, что он неумеха и глупый, то и в школу он пойдет с этой психологической установкой. Не веря в себя, он не будет особенно стараться на уроках (зачем, если у меня все равно ничего не получится?0. плохие оценки, порицание учителей и родителей еще более укрепят ребенка в мысли, что он плохой. В результате наш школьник станет или отпетым двоечником, или закомплексованным отличником.
На самом деле самосознание- понятие еще более широкое. Оно включает в себя отношение к собственной внешности, правам и обязанностям, осознание своего жизненного пути. От того, что человек думает о самом себе, зависит, каким он станет: оптимистом или пессимистом, уверенным в себе или вечно сомневающимся и боязливым.
Ребенок растет в семье, поэтому воспринимает себя таким, каким видят его родители. Если вы постоянно будете недовольны ребенком, то этот образ никогда не будет совпадать с тем, как воспринимает себя ваше чадо. Ведь ребенок всегда хочет быть хорошим. Человеку трудно свыкнуться с мыслью, что он плохой. Поэтому будьте предельно внимательны к словам с высказываниям в адрес ребенка. Стремитесь принимать его любым, каким бы он не был: сообразительным или не очень, осторожным или безрассудным, ленивым или трудолюбивым. Ваша задача – воспитать в нем недостающие качества, которые помогут ему в жизни, развить положительные свойства его натуры.
А теперь поговорим о том,ка помочь ребенку быть лучше, т. е. развить те качества, которые помогут ему жить в обществе и получать знания. Рассказывайте ребенку о том, как можно справиться с трудностями в общении и учебе, подсказывайте ему возможные способы выхода из конфликтов, преодоления недостатков (застенчивости, лени и т. д., всегда ищите и находите возможные пути позитивного общения. Сначала ребенок будет следовать вашим советам, потом начнет сам искать пути творческого взаимодействия с разными людьми. Он научится действовать, достигать цели, а не замыкаться в себе и довольствоваться тем, что есть.
Развитие коммуникабельности.
Развивать коммуникативные способности ребенка нужно очень осторожно, корректно и доброжелательно. Никогда не вмешивайтесь в детские игры, лучше понаблюдайте за ребенком. Тонкости человеческого отношения невозможно освоить сразу. Ребенок должен научиться оценивать свое поведение, а ваша задача – объяснить ему в корректной форме, что он сделал правильно.
Например, если ответ на обидное слово ваш ребенок ударил сверстника или обиделся и заплакал, то не отчитывайте его на глазах у товарищей. Посмотрите, что будет дальше. Возможно, ребенок сразу поймет, что делает что-то не так, и попытается исправить оплошность: попросит прощения или вытрет слезы и будет продолжать играть. А может быть, он побежит к вам жаловаться. В любом случае подойдите к ситуации творчески. Дома после прогулки помогите ребенку разобраться в ситуации. Расскажите ему о другом мальчике, который однажды подрался, заплакал, обиделся на своих друзей и теперь ищет выход из положения, и попросите ребенка подумать, как бы он поступил. Ребенок поймет аналогию и сразу поставит себя на место вымышленного героя. Теперь ему будет легче оценить ситуацию, потому что он сможет посмотреть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя. Кроме того, эмоции уступят место здравому смыслу.
Итак, прежде чем учить ребенка коммуникабельности, понаблюдайте за ним в процессе игры и общения со сверстниками. Причем наблюдайте внимательно, терпеливо, не вмешиваясь, анализируя поступки и настроение своего ребенка. Как бы вам не хотелось поправить его, подсказать, научить, не делайте этого, посмотрите, как он сам выйдет из положения, как потом будет себя чувствовать: будет ли доволен своим поведением, расстроится ли из-за необдуманного поступка или станет во всем обвинять товарищей. Если вы не потеряете контакта с ребенком, то поможете ему своими доброжелательными советами.
Как заниматься с детьми разного темперамента.
Темперамент ребенка изменить не возможно, поэтому какие-то качества останутся у ребенка навсегда. Ваша задача – помочь ему максимально использовать все данные о природы способности.
Ниже приведены основные критерии, которые позволят определить темперамент ребенка. Присмотритесь к ребенку и оцените его характер.
1. Активность. Вы сразу заметите, активный ваш ребенок или нет, если наблюдаете за ним во время игры.
2. Интенсивность проявления реакций.
3. Ритмичность. Это свойство определяется регулярностью проявления основных физиологических функций.
4. Порог чувствительности. Зависит от уровня внешних раздражителей, который вызывает реакцию ребенка. Чем выше этот уровень, тем более высокий порог чувствительности.
5. Концентрация внимания. Умение за максимально короткий срок выполнять определенные действия, не обращая внимания на препятствия и отвлекающие факторы.
6. Степень адаптации. Способность быстро адекватно реагировать на новую ситуацию.
Проанализируйте, какие качества и в какой мере присущи вашему ребенку. Если вы находите, что те или иные позитивные черты характера отсутствуют то вам следует воспользоваться психологическими приемами, чтобы помочь ребенку быстрее войти в коллектив, избегая конфликтов. Это потребует от вас терпения и внимательности, а также времени.
Итак, перечислю психологические приемы, которые помогут вам развить коммуникативные навыки у своего ребенка.
Психологические приемы для развития коммуникабельности:
- Ребенок осторожен и пуглив. Не заставляйте его налаживать контакты с незнакомыми детьми. Он должен присмотреться к ним и понять, как ему вести себя в незнакомой компании. А чтобы ребенку было легче это сделать, заранее расскажите ему о том, что его ждет, как он должен себя вести, чем ситуация может закончиться.
-Ребенок очень активен, у него высокий уровень возбудимости. Такому ребенку очень трудно прервать игру со сверстниками. Его невозможно увести домой без плача и крика, оторвать от игры, когда пришла пора обедать или идти спать. Учитывая его особенности, сообщайте о необходимости прекратить игру или закончить прогулку заранее. Каждый раз давайте ребенку время для переключения с активного режима на пассивный.
-Ребенок активен и подвижен. Предоставьте ему возможность израсходовать накопившуюся энергию. Обязательны длительные прогулки, утренняя зарядка. Занятия спортом, бег, плавание. Не забывайте учить малыша правилам поведения в общественных местах.
-Ребенок агрессивен. Вполне возможно, что он стремиться завоевать авторитет среди сверстников, но не знает, как это сделать, и пытается достичь своей цели с помощью силы. Объясните ребенку, что лидерами становятся не те, кто сильнее и задиристее, а те, кто много знают и умеют и способны увлечь ребят. Общительность и доброта повысят статус быстрее, чем кулаки.
- Ребенок чувствителен и эмоционален. Научите его в состоянии сильного возбуждения считать до 10, прежде чем реагировать на ситуацию. С помощью этой привычки ребенок научится контролировать себя. Если ребенок застенчив, создайте условия, в которых он будет общаться более уверенно. Приглашайте в дом детей, берите ребенка с собой в гости. Предлагайте ребенку что-то спросить у незнакомого человека, заранее продемонстрируйте, как надо себя вести. Помогайте знакомиться с детьми.