Консультация для родителей «Права ребенка».

Ольга Султанова
Консультация для родителей «Права ребенка».

Сегодняшние дети – это будущее страны. Формирование ценностей моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребёнку необходимо предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребёнка, обделённого заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития. Поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально–правовом и психолого-педагогическом.

Социально–правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире:

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребёнка.

1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год – Декларация прав ребёнка.

1989 год – Конвенция о правах ребёнка.

1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 году наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребёнка, в которой впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребёнка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнения и взгляда.

Реализация прав ребёнка включает:

• защиту его от всех форм жестокого обращения,

• право на охрану здоровья,

• защиту его права на образование,

• права на игру,

• права на сохранения своей индивидуальности.

Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребёнка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Под «жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребёнком. Сюда же относится запущенность, под которой понимают тяжёлое физическое состояние организма ребёнка (переохлаждение, истощение и т. д., связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т. д.).

В чём же заключаются причины жестокого обращения с ребёнком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных – приверженность традициям: «Наказывали меня, и ничего плохого в этом нет». Поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребёнка в случаях неприемлемого поведения детей.

Другая причина – высокая результативность при минимальных затратах времени: ребёнку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и по мнению взрослых, проблема решена.

Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.

Имеет значение и структура семьи, в которой живёт ребёнок. Насилие в отношении ребёнка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнёров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» чётко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка, систематическая и необоснованная критика.

Когда ребёнку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдалёнными. Впоследствии такие дети не способны добиться успехов в учёбе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально – волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы.

Право ребёнка на здоровье.

Конвенция о правах ребёнка определяет, что «каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6, а государства и взрослые должны обеспечить «право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и социального развития» (ст. 27,п. 1).

В России принят ряд нормативно – правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причём участниками этого процесса должны стать все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Право ребёнка на образование.

Статьи 28-29 Конвенции определяют право ребёнка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе.

Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ прав ребёнка. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребёнка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса в детском саду. Защитить права ребёнка призвано и письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г., в котором чётко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребёнка в системе дополнительного образования.

Право ребёнка на игру.

«Игра – ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребёнка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребёнок много времени проводит за телевизором или за компьютером.

Ответственность за обеспечение интересов ребёнка в игре возлагается на семью, однако, и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребёнка.

Социальные исследования позволили установить, что для развития личности ребёнка и появления у него важнейших психических новообразований возраста (целенаправленная деятельность, воображение и т. д.) особое место принадлежит игре. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. В сюжетной игре, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание.

Знание и понимание права ребёнка на игру всеми участниками образовательного процесса, соответствующая организация этого вида деятельности позволяет осуществить полноценное развитие ребёнка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности.

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребёнка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).

У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек ещё не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребёнка, но и помогать малышу сохранять и развивать свою индивидуальность.

Защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия каждого педагога. От его личной позиции, культуры и понимания вопроса зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, а во многом и в семье. Очень важно правильно организовать эту работу в дошкольном учреждении. Первостепенным является необходимость формирования проблемы и отношение к данному вопросу как педагогов, так и родителей.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Права ребенка. Повышение правовой культуры родителей» Ребятау давайте жить дружно! Слова Кота Леопольда, сказанные им по прочтении Всеобщей декларации прав человека. Давным-давно, тысячи лет.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка» Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления.

Консультация для родителей «Права и обязанности родителей» Консультация для родителей «Права и обязанности родителей» Права и обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей определены.

Консультация для родителей «Самостоятельность ребенка» Консультация для родителей «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА» Подготовила воспитатель: Таранова Анжелика Анатольевна. МБДОУ «Детский сад №1» «Росток».

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка»Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка» Трудовое воспитание Ребенка Труд по уходу за растениями и животными[/b] создает благоприятные условия для физического развития. Совершенствует.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка» Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно Целью всякого воспитания должно быть создание.

Родительское собрание в разновозрастной группе Тема: «Права ребенка — это права взрослого» Цель: Правовое просвещение родителей. Задачи: 1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.

Родительское собрание в форме вечера вопросов «Права ребенка — обязанности родителей» Вечер вопросов и ответов. Родительское собрание «Права ребенка - обязанности родителей» Цели: познакомить родителей с основными правами.

Тренинг для родителей дошкольников по правам ребенка «Отстоим права детей» 1) Участники: родители воспитанников ДОУ 2) Возраст участников: с 18 лет 3) Название занятия: «Отстоим права детей» 4) Форма занятия: тренинг.

Викторина для родителей на тему «Права ребенка» Вид – Презентация интерактивная. Тип – нетрадиционное Цель: Содействие развитию основ правового сознания у родителей Задачи: 1. Обобщить.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для родителей «Права ребенка».
Опубликовано: 22 июня 2017 в 06:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме»
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме». Цель: создать коллективную работу «Рыбки в аквариуме» • Продолжать...
Использование рекламных журналов для изготовления развивающих игр для детей...
При посещении гипермаркетов я беру рекламные журналы. В них можно найти информацию о проходящих в это время акциях, скидках, распродажах на те или иные...
Сценарий мероприятия для старших и подготовительных групп «День космонавтики с...
Цель: развить интерес у детей к космосу, создать атмосферу праздника, пропаганда здорового образа жизни, развить у детей положительные эмоции через игровую...