Ольга Султанова
Консультация для родителей «Права ребенка».
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшние дети – это будущее страны. Формирование ценностей моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребёнку необходимо предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.
У ребёнка, обделённого заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития. Поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально–правовом и психолого-педагогическом.
Публикация «Консультация для родителей „Права ребенка“,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Социально–правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире:
1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребёнка.
1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959 год – Декларация прав ребёнка.
1989 год – Конвенция о правах ребёнка.
1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В 1990 году наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребёнка, в которой впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребёнка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнения и взгляда.
Реализация прав ребёнка включает:
• защиту его от всех форм жестокого обращения,
• право на охрану здоровья,
• защиту его права на образование,
• права на игру,
• права на сохранения своей индивидуальности.
Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения.
Нарушение прав ребёнка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Под «жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребёнком. Сюда же относится запущенность, под которой понимают тяжёлое физическое состояние организма ребёнка (переохлаждение, истощение и т. д., связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т. д.).
В чём же заключаются причины жестокого обращения с ребёнком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных – приверженность традициям: «Наказывали меня, и ничего плохого в этом нет». Поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребёнка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина – высокая результативность при минимальных затратах времени: ребёнку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и по мнению взрослых, проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.
Имеет значение и структура семьи, в которой живёт ребёнок. Насилие в отношении ребёнка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнёров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» чётко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребёнку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдалёнными. Впоследствии такие дети не способны добиться успехов в учёбе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально – волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы.
Право ребёнка на здоровье.
Конвенция о правах ребёнка определяет, что «каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6, а государства и взрослые должны обеспечить «право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и социального развития» (ст. 27,п. 1).
В России принят ряд нормативно – правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.
Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причём участниками этого процесса должны стать все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Право ребёнка на образование.
Статьи 28-29 Конвенции определяют право ребёнка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе.
Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ прав ребёнка. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребёнка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса в детском саду. Защитить права ребёнка призвано и письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г., в котором чётко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребёнка в системе дополнительного образования.
Право ребёнка на игру.
«Игра – ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребёнка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребёнок много времени проводит за телевизором или за компьютером.
Ответственность за обеспечение интересов ребёнка в игре возлагается на семью, однако, и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребёнка.
Социальные исследования позволили установить, что для развития личности ребёнка и появления у него важнейших психических новообразований возраста (целенаправленная деятельность, воображение и т. д.) особое место принадлежит игре. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. В сюжетной игре, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание.
Знание и понимание права ребёнка на игру всеми участниками образовательного процесса, соответствующая организация этого вида деятельности позволяет осуществить полноценное развитие ребёнка при условии совместных усилий семьи и детского сада.
Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности.
«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребёнка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек ещё не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребёнка, но и помогать малышу сохранять и развивать свою индивидуальность.
Защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия каждого педагога. От его личной позиции, культуры и понимания вопроса зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, а во многом и в семье. Очень важно правильно организовать эту работу в дошкольном учреждении. Первостепенным является необходимость формирования проблемы и отношение к данному вопросу как педагогов, так и родителей.