Татьяна Бон
Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.
М. В. Бехтерев
Воспитывая ребенка и сталкиваясь с трудностями воспитания, понимаешь, это возникает от того, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки появляются и возникают вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждый день. Привычка — желание выполнять данное действие так, как научили (умываться и чистить зубы, после игры собрать игрушки, привести в порядок свое рабочее место и многое другое).
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание привычек у ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
Навыки открывают дорогу привычкам, облегчают им появление: дети, умеющие играть, могут сами себе организовать досуг; научившись обращаться с иглой, рождает привычку быть аккуратным; научившись следить за своим внешним видом — привычку быть опрятным и подтянутым.
Большинство плохих привычек у детей возникает в связи с неправильно сформированными, либо плохо усвоенными навыками (например, привычка неправильно держать ложку, неправильно произносить слова).
Воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. Уже к 3 – 4 годам у ребенка формируется определенное количество случайно сложившихся привычек, в дальнейшем они иногда могут влиять на здоровье ребёнка (отказывается от еды, хотя голоден, так как привык к определённому вкусу пищи, капризничает, не засыпает, так как нарушены привычные условия засыпания, и др.) Так незаметно для родителей складывается некоторый фундамент будущей личности.
Ребёнок 3 – 4 лет должен уметь самостоятельно раздеваться, причем в определенной последовательности и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 6 – 7 годам готовить для работы свое рабочее место и убирать его после завершения. Взрослея в дальнейшем ребенок имеет устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.
Привычки закладываются тогда, когда впервые возникает данное действие, новый вид деятельности для ребёнка, когда впервые на него возглавляют новые обязанности и т. д. Для сформированности привычки очень важны первые впечатления, связанные с выполнением или не выполнением действия. Взрослые должны очень внимательно и с пониманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые появляются в жизни ребёнка впервые. Если родители вовремя не позаботятся заложить хорошую привычку – то очень легко и быстро вместо неё может спонтанно и стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
Всегда нужно помнить, что привычки воспитываются делами. Как правило, действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (похвале, пониманию, помощи, поддержке). Образованию привычки могут мешать неудачи. Большинство действий носит бытовой характер. Уход за животными, растениями, приносит детям большое удовольствие, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.
Наблюдая такой пример: ребёнка принуждают к еде. Этого делать - нельзя. В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок не сможет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (привычка подчиняться вопреки своим ощущениям). Почему они ни к чему не стремятся. А потому что детство — время бессознательных общении: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем, дома ребёнку необходимы не игрушки, не телевизор, а мама и папа, общение в чистом виде или как говорят:» живое общение»! Учиться вместе с ребёнком, превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т. д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом — сюрпризом. Игра — это единственной способ для ребёнка стать взрослым, оставаясь ребёнком. Для взрослых — это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.
Избавление, искоренение вредных привычек. От привычки одними словами «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, надо определить причину привычки и упорно от нее избавляться; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия плохой привычки.
Так складывается, что каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением времени меняются потребности, и жизненный опыт показывает, что некоторые привычки с годами исчезают. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестаёт быть актуальной, привычка бесследно исчезнет. Что касается наказания за плохие привычки, то они очень редко приводят к исчезновению привычки.
Воспитание привычек не должно следовать отдельно от воспитания нравственных качеств. Хорошие, положительные привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки, следует рассматривать как средство достижения какой — либо цели воспитания, но не как самоцель. Например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребёнок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь насыщенной, светлой и приятной.
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.