Светлана Каракутова
Консультация для педагогов ДОУ «Нравственно-этическое воспитание ребенка посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Войдя в новое тысячелетие, мир с новой силой заговорил о ненасилие, дружбе и сотрудничестве между народами, о культуре. И это совершенно естественно. Все больше людей на планете сознают дикость войны и конфликтов, на какой бы почве они не разгорались. Люди хотят жить в мире, хотят общаться. Мир-это не просто отсутствие войны и конфликтов, это мир в наших домах, в наших сердцах, все конфликты и раздоры начинаются в умах и сердцах людей и поэтому огромное значение имеет воспитание в детях с первых лет жизни любви к людям, к природе, формирование представления о том, что каждый из нас – часть большой человеческой семьи. Осознание того, что все люди на Земле - одна семья, а сама Земля - наш общий ДОМ, должно стать нормой для людей. Такое чувство легче всего воспитать в раннем возрасте.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Нравственно-этическое воспитание ребенка посредством сказки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Одним из всеобщих признаков является глобальная этика общечеловеческие нравственно-этические принципы, которые есть во всех народных сказках, какому бы народу они не принадлежали.
Именно народные сказки сохранили ту общечеловеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли.
Через сказку детям можно рассказать о разных странах, народах и культурах, ввести в мир общих для всех людей этических ценностей. Сказка может стать гидом, проводником в каждую новую страну, в ее культуру, в мир природы и человека, его нравственных ценностей. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже способны понять, что такое путешествие по планете, что значит другая страна и другой народ, другой образ жизни, их начинает интересовать мир природы.
Таким образом, народная сказка, будучи отражением души народа, становится проводником его культуры в сердце ребенка. Чтобы каждое путешествие в новую сказку было интересным и увлекательным для детей, чтение (рассказывание) сказки необходимо в простой и доступной для детей форме сопровождать рассказом о природе этой страны, о людях (показать национальные костюмы и традиционное жилье, о народной музыке и детских песнях разных народов, о народных играх. Важно чтобы дети почувствовали красоты природы и народного творчества, для этого необходимо использовать красочный иллюстрированный материал, сувениры из разных стран и т. д.
Дети познакомившись со сказками разных народов смогут не только больше узнать об их культуре, нравственных ценностях, обычаях, природе, но что очень важно, лучше узнать, понять и полюбить свою собственную страну, оценить ее своеобразие и неповторимость. Дети начнут понимать, что каждый народ неповторим, самобытен и одновременно что у всех нас много общего. Единство в многообразии должно стать для детей руководящих принципов в жизни.
Сказка из поколения в поколение передавались от одного к другому, по цепочке. Однако, эта цепочка, уводящая нас в прошлое, вдруг сама превращается в некую сказочную цепочку, потому, что она, оказывается, не имеет начала. Ведь неизвестно, кто первым сочинил сказки «Репка», «Теремок». Эти русские народные сказки (как и любые другие народные сказки) не имеют автора. Вернее, у них великое множество авторов, потому что каждый, кто их рассказывал, вносил что-нибудь свое, добавляя или убавляя. Так, просеиваясь сквозь сито времени, переходили эти сказки в течение сотен лет из уст в уста…
Сказка, народная сказка, будь она русская, английская, французская или татарская и т. д. - это, прежде всего устное слово, то, что один человек рассказывает другим. И текст ее, закрепленный бесчисленными повторениями, обычно выражает народное представление о добре и зле, народную мечту о справедливости, народную мудрость. Сказочник не оставляет не наказанной ни одной обиды.
Содержание первых сказок для детей направленно именно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживание душевному, и физическому состоянию героя или другим персонажам. Это обнаруживается в строчках, подчеркивающих, например физическое напряжение – «тянут – потянут, вытянуть не могут» (Репка) или просьбу – «пустите меня к себе» (Теремок, или печаль и слезы – «дед плачет, баба плачет» (Курочка ряба) – или нежность и заботливость – «козлятушки – ребятушки, отопритеся – отворитеся» (Волк и семеро козлят). Вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребенком в доступном содержании народных сказок.
Как показывает практика моя, ребенок усвоив что-то, способен переносить полученные знания в аналогичную ситуацию, т. е. имеет место интенсивное развитие ориентировочной активности, которая проявляется не только в подражании и выполнении действий по аналогии, сколько в обогащении ситуации собственными «находками», иными словами, ребенок приобретает через сказки действенный опыт социального поведения, чисто человеческое отношение к сторонам общественной жизни.
Значимость сказки в том, что она закладывает в душу детей дружеские отношения, делает их добрыми. Оказывает воспитывающее влияние на ребенка.