Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыкального фольклора»

Анна Курилова
Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыкального фольклора»

Мастер-класс для педагогов

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, используя музыкальный фольклор.

Задачи:

1. Научить педагогов ДОУ практическим навыкам использования музыкального фольклора в образовательной деятельности;

2. Расширить музыкальный репертуар детского фольклора педагогов для последующей работы с детьми.

Материал и оборудование: платки для «бабушек»,игрушечный теремок и мышка би-ба-бо, музыкальные инструменты (трещотки, бубны, деревянные ложки, треугольник, рубель, маракасы, игрушечная колыбель и кукла-ребенок, слова русской народной песни «Метелица» для всех участников, распечатанные скороговорки на вырезанных из бумаги матрешках.

Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыкального фольклора»

Ход мастер-класса

Мастер-класс проводится в музыкальном зале, оформленном под народную избу. Звучит веселая музыка. Гостей встречает Хозяйка (музыкальный руководитель).

Хозяйка.

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки!

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними наши прабабушки!

Поклон хозяйке отдадите –

На мои вечорки проходите!

Звучит веселая музыка. Педагоги делают поклон Хозяйке и проходят в горенку, садятся на лавочки.

Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду» (на мотив р. н. п. «Ах, вы, сени»

Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)

Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)

Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)

Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)

Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга)

Игра проводится до тех пор, пока все педагоги не примут участия.

Хозяйка.

Сколько у меня гостей,

С ними будет веселей.

Есть внучки и бабушки (Хозяйка раздает платки одному из педагогов в паре)

А поиграем в «Ладушки»?

Проводится коммуникативная игра «Ладушки» – пение с движением в парах.

Ладушки, ладушки. (поют и хлопают в парах с перекрестным движением рук)

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Кашка сладенька.

Бражка младенька.

Попили, поели,

Кшшшш! Полетели(«бабушка» берет за руки «ребенка» и кладет его руки ему на голову)

Маше на головку сели.

Методика:

- поют и играют в парах;

- поют и играют в парах по ролям;

- добавить проигрыш, на котором «дети» ищут себе «новую» бабушку.

Хозяйка.

Все бабушки нашли своих внуков? Вижу, перепутались все. Нужно нам сказать волшебные слова, чтобы внучков своих найти.

Проводится пальчиковая игра «Бабушка очки надела»Бабушка очки надела (соединить большие и указательные пальцы в колечки и изобразить очки)

И внучонка разглядела. (Смотрят в свои «очки», ищут внука)

Хозяйка.

Ой, полон дом гостей, а печь-то я не растопила, дров-то не нарубила!Щей не наворила! Помогите мне, люди добрые!

Проводится рече-двигательная игра «Лёли-лёли-лёли» с пением (в кругу)

Педагоги стоят в кругу.

Лёли-лёли-лёли. (трут ладони друг о друга)

Ежи дрова кололи. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)

Складывали заиньки. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)

Два больших (ладони рук прислонить к затылку сзади, изображая зайцев)

и маленький. (указательным и средним пальцами правой руки пошевелить, как ушками зайца)

Работают, не ленятся. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)

Сложили три поленницы. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)

Методика:

- пение-разучивание по фразам с движениями;

- суммирование фраз (по две, по четыре);

- распределяем роли: дети (хор, ежи, зайцы (большие и маленький, т. е. движения выполняем по ролям.

Хозяйка.

Сколько дров-то нарубили,

Печь как быстро натопили.

Ну, вставайте, все в кружок,

Испечем мы пирожок.

(выбираем пирожок по считалке «Шел, прошел, не нашел, шишел, вышел, вон пошел»)

Хороводная игра «Пирожок» с музыкальным сопровождением (на мотив р. н. п. «Каравай»)

Все участники идут по кругу за руки, «пирожок» танцует в середине.

Посмотри-ка,дружок (идут по кругу за руки)

Мы печем пирожок.

Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)

Вот такой ширины (расходятся в из круга)

Вот такой сладенький (гладят живот рукой)

Вот такой мягонький. (мнут воображаемый пирог перед собой)

С праздником всех поздравляем (хлопают в ладоши)

Пирожком всех угощаем. (разводят руки в стороны)

Говорком:Ешь его!

Поднимают руки вверх и сходятся в круг, «пирожок» должен убежать в любое «окошечко».

Хозяйка

С бубнами мы поиграем,

Скороговорки прочитаем!

Проводится игра с бубнами.

Каждому педагогу хозяйка раздает матрешку, на которой написана скороговорка. Педагоги стоят в кругу. Под веселую музыку запускают по кругу 2 бубна (в одну сторону, чтобы они не пересекались).Когда музыка остановится, у кого бубен будет в руках, должен вперед ударить по бубну и прочитать свою скороговорку четко и ясно. Кто прочитал скороговорку – садится отдыхать на лавочку.

Скороговорки для игры:

- Во мраке раки шумят в драке;

- Волки pыщут - пищу ищут;

- Верзила Вавила весело ворочал вилы;

- Из соседнего колодцa целый день водицa льется;

- Купилa бaбуся бусы Мapусе;

- Летят три пичужки, через три пусты избушки;

- Около колодца кольцо не найдется;

- Свинья тупорыла весь двор перерыла;

- У Кондрата куртка коротковата;

- У осы, не усы, не усищи, а усики;

- У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки;

- У нас гость унес трость;

- У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши;

- Шесть мышат в камышах шуршат.

После игры Хозяйка обращает внимание гостей на игрушечный теремок в ее горнице.

Хозяйка.

Стоит терем-теремок,

Он не низок, не высок.

Нужно в терем постучать,

Кто же там живет узнать?

Проводится рече-двигательная игра «Ай-туки-туки» (русская народная потешка) – пение с самомассажем

Ай туки-туки-туки,

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли кулаки.

Методика:

- разучивание по фразам (бьем кулаком поочередно по правой и левой руке)

- меняем чаще руки (каждые 2 фразы, 1 фразу)

- встаем в круг в одну сторону, делая массаж друг другу по спине.

- делаем массаж, поочередно то соседу справа, то соседу слева.

Хозяйка открывает теремок, там мышка (игрушка би-ба-бо).

«Мышка» - р. н. п. – с музыкальными инструментамиМышка, ты мышка,

Серая кубышка.

Продай теремок,

Продай невысок.

Методика:

- прослушивание песенки, определение значения слова «кубышка»;

- разучивание по фразам приемом эха;

- суммирование по 2, по 4 фразы;

- добавить пульсацию – шлепки по бедру рукой – потом пение;

- найти самое важное слово – акцент (Продай) – на него 1 хлопок;

- кто ни разу не ошибся, берет деревянные ложки на пульсацию, на акцент – бубен.

- добавить треугольник после пения – «Продано!»

- добавить деревянную коробочку – дятел стучит по дереву (во время передвижки)

Звучит плач ребенка (фонограмма).

Хозяйка.

Проснулся мой Ванечка!

Хозяйка поет колыбельную и качает колыбельку. Плач стихает.

Хозяйка отходит от колыбельки, плач повторяется.

Хозяйка. Надо укачать ребеночка, колыбельную спеть ему.

Помогите гости милые!

Хозяйка раздает гостям свитки, завязанные лентами. На них написаны колыбельные песни. Гостям предлагается сочинить свою мелодию на заданный текст.

Колыбельные песни

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Машу не буди.

Ой, люли-люли-люли!

Прилетели журавли.

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота - скрип-скрип…

Не будите у нас Ваню –

У нас Ваня спит, спит.

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собачка, не лай!

Ты, собачка, не лай,

Мою дочку не пугай!

И в дудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

Котя-котенька-коток,

Твой пушистенький хвосток

Приди, котик, ночевать -

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кувшинчик молока,

Дакусочек пирога.

Хозяйка.

Спасибо, гости дорогие! Помогли мне ребеночка укачать, на мои вечорки пришли, со мной вечер скоротали. А напоследок, споем-ка мы все вместе песню!

Все поют русскую народную песню «Вдоль по улице метелица идет»

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Салют Победы» Актуальность проекта: В 2015 году вся наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта знаменательная дата в истории.

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» Гaрмоничное рaзвитие ребенка – это основa формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкальной деятельности в условиях реализации ФГОС до Одними из основных понятий используемых в Федеральном законе об образовании в Р. Ф. является: 1. образование 2. воспитание. Не секрет,что.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к своему отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

Нравственно-патриотическое воспитание на основе русского фольклораНравственно-патриотическое воспитание на основе русского фольклора Нравственно патриотическое воспитание на основе русского фольклора очень важный аспект деятельности в работе музыкального руководителя. Где.

Обобщенный опыт работы «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора» Тема: формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА. Раннее.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» (из опыта работы) «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается.

Воспитание детей средствами фольклора Обновление школы открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания подрастающего.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыкального фольклора»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 17:26
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Тряпичная кукла «Колокольчик».
Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение: игровая...
Конкурсная программа к 23 февраля для мальчиков «Морской бой» в 1–2 классе
«Морской бой» Сценарий конкурсно-развлекательной программы к 23 февраля Участвуют две команды по 10 человек. Капитаны заранее распределили должности...
Педагогическое эссе «Я, и моя профессия — воспитатель»
Я, и моя профессия - воспитатель « Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель,...
Значение музыкально-дидактических игр в развитие ребенка дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут...