Татьяна Мартынова
Консультация для родителей «Правильные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
(по статье Елены Смирновой, доктора педагогических наук, профессора)
Игрушка-это внутренний голос ребенка. С одной стороны, ребенок отражает в игре события своей жизни, внутренние переживания, с другой- постигает предметный и социальный мир вокруг себя. Насколько современная игрушка выполняет эти две важные задачи? Что она дает для развития детей?
Публикация «Консультация для родителей „Правильные игрушки“» размещена в разделах
Психологи и педагоги долго разрабатывали объективные научные обоснования, на основе которых можно давать оценку современной игрушке. Сегодня главная задача-анализ игрушки с точки зрения ее влияния на развитие ребенка. Каковы же основные критерии экспертной оценки?
Во-первых, существует этический и эстетический фильтр. Игрушка не должна нести в себе заряд жестокости, искажать, деформировать его агрессию. Неприемлемо показывать детям озлобленное выражение лица, оскаленные зубы, половые органы, нельзя давать кукле в руку оружие. В последнее время производится немало таких жутковатых «друзей ребенка». Появились и излишне натуралистичные куклы : с отечными, землистыми мордочками или с жилками, морщинками, складочками на лицах. Видимо, производители полагают, что таким образом они показывают правду жизни. Попадаются и куклы, по воле производителей злоупотребляющие косметикой. Игрушка должна нести симпатичный образ человека : он закрепляется в сознании малыша и становится для него эстетическим эталоном. Выражение лица куклы вообще вещь небезопасная: оно как бы навязывается ребенку, и тот подсознательно надевает его на себя, словно маску. Что ж удивляться тому, что девочки с раненного детства устремлены к образу расфуфыренной барышни типа Барби!
Еще один важный критерий оценки- развивающий потенциал игрового действия. Он зависит от многих факторов : от возраста ребенка, от вида игрушки, от разнообразия вариантов игры с ней –чем их больше, тем лучше. Многовариантная игрушка заставляет ребенка думать, напрягать воображение, развивать мелкую моторику рук. Она окажется полезной не только двухлетнему малышу, но и четырех -пятилетнему.
Еще одни критерий оценки- качество игрушки : ее прочность, удобство действия, вес, размер и т. п. В раннем возрасте малыш осваивает предметный мир. Ему важно постичь свойства окружающих предметов : форму, размер, толщину. Даже цвет пока не так важен. Ему нужны составные игрушки с несколькими однотипные деталями –всевозможные пирамидки, баночки, коробочки, которые можно вкладывать дуг в друга, строить из них башенки или копаться ими в песке. В более старшем дошкольном возрасте предметную игру сменяет сюжетная, когда дети начинаю играть с куклами. Игрушка должна быть живым партнером ребенка, открытым его внутреннему миру, ведь он сам ее оживляет, одушевляет, сочиняет себе лучшего друга всегда способного молча выслушать и понять, пусть и понарошку.
Особая проблема- куклы для мальчиков. У нас, к сожаления, это исчезающий вид «игрушечного поселения». В последнее время бытует неверное представление, что мальчикам куклы не нужны. Но ведь маленькие мужчины тоже должны войти в мир людей через игрушку, наблюдать себя, свой образ, со стороны. Лишать их такого ценного опыта несправедливо. А на самом деле все просто –подойдет любая нейтральная симпатичная кукла, которую можно сделать мальчиком, нарядив ее в мужскую одежду. Кстати, в корне неверное и утверждение, что девочкам ни к чему машинку ил конструкторы. Машинки выводят игру за пределы замкнутого пространства. Путешествия, транспорт – это универсальная реальность, к которой причастны все люди независимо от пола. Игры же с конструктором развивают любознательность, интеллект, пространственное воображение и мальчиков, и девочек.
Во-вторых, ролевая игра. В ней возникают отношения с другими детьми, что очень важно: развиваются коммуникативные способности, малыш учится слышать чужой голос, сталкивается с чужими интересами. Чтобы почувствовать себя другим, сыграть новую роль, поддержать игровое взаимодействие, нужны, например, маски животных или просто шапочки с заячьими, кошачьими ушами. Таких игрушек иногда не хватает в продаже,но тут родители могут проявить способности и сшить их самостоятельно.
Третий вид игры -экспериментирование, то есть опробование возможностей разных предметов и материалов. Для таких игр выпускаются специальные динамические игрушки имитирующие движения: кегельбан, юла, волчок, шарики с наполнителями, раскатывающиеся в разные стороны. Они несут важную развивающую функцию для дошкольников : в процессе игры ребенок впервые постигает законы динамики.
Несколько полезных советов родителям.
1. Заботьтесь о качестве, а не количестве. У ребенка не должно быть более 10 игрушек одновременно, иначе он потеряет к ним интерес.
2. Представьте себе, что ребенок будет делать с понравившейся вам игрушкой, оценивайте ее развивающие свойства, а не только внешнюю привлекательность и экстравагантность.
3. Ориентируйтесь на возраст ребенка : то, что подходит пятилетнему, не годится двухлетнему.