МААМ-картинки

Консультация для родителей «Расскажи стихи руками!»

Галина Врадий
Консультация для родителей «Расскажи стихи руками!»

Декламация стихов – один из надёжных и проверенных методов развития речи. И я хотела бы предложить вам данный метод развития речи на занятиях по математике. Разве можно представить себе детство без приятных рифм перед сном и трогательного чтения стишка возле новогодней ёлки. Но порой приобщение к поэзии превращается для малыша в пытку: мама раз за разом читает строчку, а слова вновь и вновь встают совсем не в том порядке.

Всё в наших руках : главное – найти тот огонёк, который разожжет детский интерес к запоминанию рифм.

Царство памяти.

Публикация «Консультация для родителей „Расскажи стихи руками!“» размещена в разделах

Автор знаменитой книги «После трёх уже поздно» Масару Ибука писал: «Стихи для запоминания должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить». Вопрос запоминания находится в компетенции памяти. О ней мы и поговорим.

Память бывает произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются без каких – либо волевых усилий. Мы автоматически запоминаем интересное, захватывающее, важное для нас. Что касается произвольного запоминания, то здесь уже необходимо сознательное усилие что – то запомнить. Конечно, не всегда удается сделать так, чтобы все запомнилось само собой, но чем интереснее будет организован процесс разучивания, тем прочнее и быстрее будет усваиваться любой материал.

Для нас в деле запоминания рифм наиважнейшей является классификация по типу запоминаемой информации: память бывает зрительная, слуховая, двигательная. Именно, исходя из того, к какому типу относится память вашего малыша, следует выбирать методику для более быстрого и простого заучивания стихов.

Начинаем!

Браться за дело надо тогда, когда ваш карапуз ещё лежит в коляске, сладко посасывая пальчик, то есть с рождения. Поете ли вы крохе песенки, рассказываете ли милые стишки про зайчиков и медвежат, память уже воспринимает методику происходящего и готовится к дальнейшим этапам своего взросления и становления. С 6 месяцев сопровождайте декламацию рассматривание картинок. Читайте книги с выражением, ярко и артистично. Меняйте голоса и интонации, разыгрывайте пластические этюды – все это не только развлечет ваше чадо, но и будет пробуждать интерес к стихотворным произведениям. А когда малыш начнет говорит, побуждайте его к совместному чтению простых стихов : вы начинаете строчку, а ребёнок её заканчивает.

В возрасте 3-4 лет память крохи начинает стремительно развиваться. И если до этого вы просто начитывали ребё нку произведения: что запомнит – то запомнит, то теперь пора браться за заучивание основательно. Причем учить наизусть следует как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для дальнейшего обучения объем памяти. Тренированная память, как опытный спортсмен, будет быстро и без труда формировать все новые и новые полочки для хранения информации.

Выученный стишок нарисуйте с малышом, подпишите автора и название. Можно нарисовать гусеничку, разукрасить её яркой гуашью и повесить на стене. А каждый новый стишок оформлять как продолжение гусеницы, тем самым, её тельце и для детей 6-7лет каждый новый стишок обозначать цифрой. Детишкам нравится такая игра.

Ребенок учит стих и цифры, а также помогает подружке – гусеничке расти. Можно придумать свой способ – все зависит от вашей фантазии.

Учитывайте темперамент любимого чада. Если ваш малыш активен, любит бегать, прыгать, стишки для него выбирайте ритмичные и динамичные. А если у вас спокойный и неторопливый сынок или дочурка, им придутся по вкусу плавные и размеренные произведения. Хорошим подспорьем для разучивания любимых стихов будут книги с красивыми не загроможденными лишними деталями иллюстрациями. Для детей, которым к разучиванию стихов надо прилагать усилия, хорошим стимулом станет подготовка к празднику – будь то Новый год или поход к бабушке на чай в честь первой метели. Глядишь, пройдет немного времени, и малыш начнет учить стихи просто так, для себя.

Ну а теперь несколько конкретных советов и рекомендаций.

Вижу, рисую, смотрю – учу!

Начнем с метода визуального. Только не путайте его с простым показом иллюстраций ребенку. Это совсем не одно и то же. Красивый яркий рисунок нужен всем детишкам дошкольного возраста, потому как у них преобладает наглядно образное мышление. Но для детей – визуалов картинка особенно важна. На сей раз она будет не просто иллюстрацией, а своего рода «опорным сигналом».

Если вы хорошо рисуете, построчно читая стихотворение, изображайте на глазах ребенка то, о чем в нем говориться, отделяя на рисунке каждую строчку – картинку вертикальной чертой. Например:1) читаем «Самолет построим сами» и рисуем самолетик, после которого ставим внизу черту; «Полетим мы над лесами» - изображаем взлетевший над лесом агрегат и снова ставим черту; «Полетим мы над лесами» - дублируем лес и самолетик, черта; «А потом вернемся к маме» - рисуем рожицу – автопортрет. 2) читаем «4 угла и 4 сторонки»-рисуем угол и стрелки,обозначающие стороны,предварительно,объясняя ребенку. ,ставим внизу черту;»Похожи словно родные сестренки»- рисуем 2 одинаковые рожицы,ставим черту;»и т. д. В принципе, ваши изобразительные способности не так уж важны. Как показывает опыт, ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Затем вы рассказываете стишок вновь и вновь, возвращаясь к своим рисункам.

Можно использовать и готовые картинки. Если у вас есть время, найдите в журналах иллюстрации на тему стиха, вырежьте их и оформите в виде лото. По мере рассказывания стихотворения раскладывайте картинки в нужной последовательности. А можно обратиться за помощью к самому малышу. Обычно ребенок быстро и весело включается в игру, и в то же время запоминает стих.

«Намотай стишок на ус»

Еще одна методика запоминания стихов основана на использовании двигательной памяти. Расскажите ребенку историю о том, как жили - были на свете отдельные слова, внимания на них никто не обращал, и тогда они решили превратиться в веселое стихотворение : попросили поэта поставить их в нужном порядке, взялись за ручки и стали похожи на говорящую ниточку. Всякий, кто ее сматывал, стихами говорить начинал. Скажите, что такая ниточка есть и у вас. Возьмите нитки и, читая текст, начните сматывать с малышом клубок – стихотворение. Для этой же цели можно использовать пирамидку или кубики. Трогая предмет или производя ритмичное действие, кроха будет соотносить прочитанную строчку со своим действием. После того как вы несколько раз намотали ниточку, спрячьте руки вместе с клубочком за спину и «наматывайте понарошку» (аналогично поступайте в случае с пирамидкой). Но стишок при этом рассказывайте. Основной принцип здесь в том, что мы даем ребенку – кинестетику (которому нужно не только посмотреть, но и потрогать) необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание двигательным актом.

Ещё один эффективный способ, который поможет малышу – кинестетику запомнить стихи, - научить ребенка рассказывать стихи телом. В данном случае, как и в предыдущем методе, придется рисовать картинки, на сей раз руками. Особенно этот способ нравится девочкам – представьте, сколько артистизма надо вложить в строчку «Он на небе в день погожий…» (Олеся Емельянова). Правда, для этого метода годятся не все стихи. Тут дело действительно в артистизме!

Слушаю и запоминаю

Это самая распространенная методика. Именно ее обычно используют в детских садах. Пусть малыш представит, что его головка – это маленький магнитофончик: вы читаете стишок, а в магнитофон вставлена кассета, которая все записывает. Сначала ребенок слушает вас. Потом вы повторяете отрывок вместе. А теперь маленький человечек пусть прочтет все, что он запомнил, самостоятельно.

Обращаем ваше внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Так разучивается каждый куплет, после чего стихотворение читается целиком. Идет слухоречевая опора на рифму. Данный метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Два рассмотренных ранее способа порой мешают таким малышам учить стихотворение, запутывают их. Поэтому слуховой самый подходящий.

Логика – вещь великая!

Надо сказать, что логическая память есть далеко не у всех детишек, но встречаются и такие. Для них имеет смысл использовать следующий метод. Вы читаете ребенку первые строки любимого стихотворения, а потом останавливаетесь и предлагаете ему своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором кроха остановился, снова читаете строку произведения и снова предлагаете рассказать, что было дальше. Таким образом, вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. В конце предложите малышу точнее рассказать стишок, постепенно добиваясь от него абсолютного воспроизведения слов и рифмы.

Наполняйте жизнь младших членов семьи мелодикой поэзии. И они обязательно отблагодарят вас быстрым развитием, красивой речью, да и просто пристрастием к прекрасному – к музыке слова. И помните, все дети разные, поэтому выбирайте для своего ребенка тот способ, который ему ближе и проще.

Таким образом, способов учить стихи множество и применяя их в разучивании стихотворных форм на занятиях по математике, можно добиться хороших результатов в развитии речи. Дерзайте! Ведь – это так важно в будущей жизни ребенка!

Публикации по теме:

«Консультация для родителей «Ёлка своими руками — легко и быстро»»«Консультация для родителей «Ёлка своими руками — легко и быстро»» В нашей группе была проведена консультация для родителей на тему «Ёлка своими руками — легко и быстро». Родители побывали в прошлом елочной.

«Сибирский кот» интегрированное занятие для детей средней группы. Славные котики руками малышей — лепим, учим стихи, беседуем Тема «Лепка сюжетная по содержанию стихотворения В. Шипуновой «О чём мечтает сибирский кот" Задачи: Учить детей создавать пластическую.

Фотоотчёт «Музыкальные инструменты своими руками и руками родителей»Фотоотчёт «Музыкальные инструменты своими руками и руками родителей» МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ И РУКАМИ РОДИТЕЛЕЙ Родители принимают активное участие в жизни нашего детского сада. Во время.

Консультация «Как с детьми учить стихи…» Как с детьми учить стихи. Едва ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми нужно. Во первых это развивает память, во.

Консультация «Как учить стихи с детьми» КАК УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЕНКОМ? ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ Актуальность В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный.

Консультация для родителей «Игрушки своими руками из оригами» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным,развитым,а что для этого нужно? Конечно игрушки и различные игры и мамы и папы,а также.

Консультация для родителей на тему: «Народная игрушка своими руками» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА СВОИМИ РУКАМИ» Уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно в.

Консультация для родителей «Расскажи стихи руками» Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение муниципальное образование г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего.

Консультация для родителей. Пальчиковый театр своими руками Хотите чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться и играть, а играя, познавать окружающий мир? Тогда смастерите ему пальчиковый.

Стихи руками для детей 3–4 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей Дети любят повторять движения за взрослыми, на чем как раз и основывается принцип "Расскажи стихи руками". Взрослый сопровождает чтение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Расскажи стихи руками!»
Опубликовано: 5 октября 2016 в 15:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД