Ирина Васильевна Кононученко
Консультация для родителей «Развитие умения составлять описательные рассказы»
▼ Скачать + Заказать документы
У ребят дошкольного возраста, а в особенности у детей с тяжёлыми нарушениями речи, часто возникают трудности в составлении описательных рассказов. Для этого нам необходимо создать все необходимые условия в подготовке базы знаний и умений. Начальным этапом работы выступает знакомство с лексической стороной речи, затем лексико-грамматической, развитием связной речи.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие умения составлять описательные рассказы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Связная речь – развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно и грамматически правильно.
Работа над развитием связной речи осуществляется комплексно:
- расширять знания и представления об окружающем мире;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить давать полные ответы на вопросы;
- воспитывать умение связно и последовательно излагать свои мысли во время составления описательных рассказов, пересказывать текст по вопросам;
- активизировать внимание и память, развивать логическое мышление : умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.
Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Уже в дошкольном периоде следует уделять внимание составлению детьми рассказов описательного и повествовательного характера.
При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, в занятия обязательно необходимо включать логические упражнения:
- расстановка картинок в логической, временной последовательности;
- восстановление специально пропущенного звена;
- придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.
При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметамбольшое внимание уделяется рассматриванию, выделению внешних признаков: строению, цветовой гамме, форме, вкусовым качествам,характернымособенностям, сравнительным характеристикам, применению. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.
Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят более произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.
Обучению детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.
Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.
1. Подготовительная работа включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними.
2. Составление рассказа детьми на подгрупповом или индивидуальном занятии под руководством логопеда.
3. Коррекция и закрепление материала на подгрупповом или индивидуальном занятии.
На наших логопедических занятиях по развитию речи мы используем специально разработанные схемы для составления описательных рассказов. Эти схемы в рисованном виде представляют ребенку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки-подсказки. Первая ячейка схемы – знак вопроса: ребенок называет предмет, во второй ячейке обозначены обобщающие понятия, далее рассматриваются части предмета, его внешние характеристики, место произрастания или обитания, способы использования.
Игра «Описываем овощи».
Данную игру используем при описании овощей по плану. Например: «Давайте опишем огурец. А чтобы мы ничего не забыли, нам поможет план: сначала мы назовем цвет (первая картинка с палитрой, форму (вторая картинка, затем скажем, какой у огурца вкус (третья картинка, где растет (в земле или на земле – четвертая картинка, чем покрыт (кожурой или кожицей – пятая картинка, как его можно употребить в пищу (шестая картинка)». Образец ответа: огурец по цвету зеленый, по форме овальный, по вкусу – сладкий, растет на земле, покрыт кожицей, из огурца можно приготовить салат.
Игра «Что растет на грядке». Знакомство детей с тем, как растут овощи.
а) Рассматриваем вместе с детьми овощи, называем их, обращаем внимание на то, где они растут: на земле или в земле.
б) Предлагаем детям: «Посмотрите на картинку и назовите овощи, похожие на овал, круг, треугольник; назовите овощи зеленого цвета, красного, коричневого, оранжевого, фиолетового; назовите овощи, которые растут на земле, в земле».
в) Рассказываем детям, что, когда осенью поспевает урожай, овощи убирают с грядок по-разному: морковку выдергивают, картофель выкапывают, помидоры срывают, капусту срезают. Как вы думаете, какие ещё овощи можно выдергивать? Срывать? Срезать?
г) Переворачиваем картинку и предлагаем детям ответить на вопросы по памяти: вспомните и назовите овощи, которые растут на земле; вспомните и назовите овощи, которые растут в земле; вспомните и назовите овощи зеленого цвета, красного, коричневого, фиолетового, оранжевого цвета; вспомните и назовите овощи, похожие на овал, круг, треугольник; назовите овощи, которые можно выкапывать, выдёргивать, срезать, срывать.
Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед «продавцом» на столе разложены муляжи предметов или картинки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.
На запоминание описательных характеристик овощей и фруктов в своей логопедической работе мы применяем игры «Овощное лото», «Фруктовое лото», «Ягодное лото». В данных играх обсуждаются такие вопросы как: из чего делают овощной салат? Как называется салат из свеклы? Как будет называться морс из клюквы?
Игра «Поварята» – закрепление образования относительных прилагательных, развитие зрительного восприятия. У игроков большие карты лото. Ведущий показывает изображение овоща и задает вопрос, например: «Что можно приготовить из картофеля?». Дети находят соответствующее силуэтное изображение на своей игровой карте и отвечают: «Я приготовлю из картофеля картофельный суп или картофельное пюре». Или другой вариант игры «Мы приготовим гороховый суп. Для этого у нас есть картофель, лук, морковь, горох и мясо». «У нас есть огурец, помидор, редис, лук, петрушка, растительное масло. Мы приготовим овощной салат».
«Четвертый лишний» – закрепление образования относительных прилагательных. Ведущий предлагает ребенку выбрать из четырех карточек лишнюю ( например: огурец, кабачок, баклажан, клубника) и объяснить свой выбор: «Лишняя клубника, потому что это ягода, а не овощ». Затем назвать, что можно приготовить из выбранной ягоды, например «Из клубники можно сварить клубничное варенье».
«Больше-меньше» – закрепление образования сравнительной степени прилагательных и наречий. Ведущий выкладывает перед ребенком карточки с изображением одних и тех же овощей разного размера и предлагает сравнить овощи по величине, весу. Придумать предложения, где используются слова больше, меньше. Например: «Морковь справа больше/ тяжелее/ крупнее моркови слева. Из нее получится больше пюре».
«Один - много» – закрепление согласования числительного и прилагательного с существительным, подлежащего и сказуемого.
Игра «Фруктовое лото» - интерактивные игры по развитию речи для детей 5 - 8 лет.
«Поварята» - закрепление образования относительных прилагательных; развитие зрительного восприятия. Ведущий читает детям шуточное стихотворение П. Синявского «Повар Петя Поварёшкин». Затем предлагаем стать «поварятами» и помочь повару.
Ведущий показывает изображение фрукта и задает вопрос, например: «Что можно приготовить из персика?» Дети находят соответствующее силуэтное изображение на своей карте и отвечают: «Я приготовлю из персика персиковый компот (сок). Или другой вариант: «Мне нужен абрикос, чтобы приготовить абрикосовое варенье».
Игра «День рождения» - обучение образованию сложных прилагательных. Приготовим угощение для мамы, взяв по два фрукта, например: «Я приготовлю яблочно-персиковый компот».
Игра «Четвертый лишний» - закрепление образования относительных прилагательных. Ребенку необходимо выбрать из четырех карточек лишнюю ( например: яблоко, апельсин, груша, томат) и объяснить свой выбор: «Лишний томат, потому что это овощ, а не фрукт». Затем назвать, что можно приготовить из выбранного овоща, например: «Из томата можно приготовить томатный сок».
Игра «Больше - меньше» - закрепление образования сравнительной степени прилагательных и наречий. Перед ребенком выкладываются карточки с изображением одних и тех же фруктов разного размера и предлагается сравнить фрукты по величине, весу и т. п. ; придумать предложения, где используются слова больше, меньше. Например: «Яблоко справа больше/ тяжелее/ крупнее яблока слева. Из него получится больше варенья».
Игра «Один – много» - закрепление согласования числительного и прилагательного с существительным, подлежащего со сказуемым. Перед ребенком выкладываются карточки, на которых изображены один и несколько одинаковых фруктов, и предлагается назвать количество: «Один апельсин, два апельсина», добавить прилагательное: «Один большой апельсин, два больших апельсина». Затем ребенку нужно закончить предложения с опорой на карты лото: «Чтобы сварить варенье, нужен… (один большой апельсин)», «Я выжму сок из… (двух апельсинов)».
Игра «Ягоды» - интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию детей.
а) Логопед рассматривает вместе с детьми ягоды, называет их, обращая внимание на то, где они растут: в саду или в лесу.
б) Ребятам предлагается посмотреть на картинку и назвать ягоды зеленого, красного, оранжевого, темно-синего цвета и т. д. ; ягоды, которые растут в саду, в лесу; ягоды, которые растут на больших кустах, на маленьких кустиках.
в) Затем логопед переворачивает картинку и предлагает детям ответить на вопросы по памяти:
- вспомните и назовите ягоды, которые растут в лесу, в саду;
- вспомните и назовите ягоды зеленого, красного, темно-синего, оранжевого цвета; которые растут на больших кустах, на маленьких кустиках.
Игра «Магазин».
Логопед раскладывает карточки с изображениями варенья и морса. Дети по очереди подходят и говорят, что они хотят купить. Например: «Я хочу купить земляничное варенье и земляничный морс». Можно усложнить задание: «Я хочу купить банку земляничного варенья и один стакан земляничного морса».
а) Давай сосчитаем, сколько килограммов клубники у нас есть, чтобы сварить клубничное варенье. Считать надо так: один килограмм клубники, два килограмма клубники, три, четыре, пять килограммов клубники.
б) Теперь давайте сосчитаем, сколько у нас веточек смородины, чтобы сварить компот. Считать надо так: одна веточка смородины, две веточки смородины, три, четыре, пять веточек смородины. Одна веточка клюквы, две веточки клюквы, три, пять веточек клюквы.
Игра «Съедобное - несъедобное» - по лексической теме «Грибы». Может проводиться в нескольких вариантах. Дети ловят мяч, когда слышат название съедобного гриба или ягоды, и отталкивают его, когда слышат название ядовитых грибов и ягод. Выборочно можно просить детей озвучивать свои действия: Мухомор – ядовитый гриб, несъедобный; малина – съедобная ягода.
Игра «Повар» - ребенку предлагается выбрать картинку ягоды, гриба и рассказать, какие блюда из них можно приготовить. Образец: «Это опята. Их можно мариновать, солить, жарить». Побеждает тот повар, который назовет больше разных блюд.
С помощью развивающих игр по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы» более подробно знакомим детей с наиболее известными видами плодов. Красочные иллюстрации и весёлые стишки-загадки делают процесс обучения интересным и занимательным.
Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т. е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Ягоды». Сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису. Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем и без нее.
Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи. К семи годам дети должны овладеть двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
Формирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматическиправильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счет глагольной лексики, слов-признаков.
Обучая ребенка рассказыванию, самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и слово произношения. Таким образом, мы совершенствуем все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Успехов Вам в работе!