Дементьева Ольга Ивановна
Консультация для родителей «Развивающие кастрюльки»
▼ Скачать + Заказать документы
А знаете ли вы, что в вашем доме
масса стимулирующих детский интеллект игрушек?
Когда отечественные и зарубежные эксперты по детскому развитию говорят о стимулировании ребенка первых двух лет жизни, едва ли они имеют в виду картонные карточки для обучения географии или плакаты с буквами. Большинство из них рекомендуют поискать стимулирующие игрушки среди вашего домашнего инвентаря.
Моцарт или мобили?
Публикация «Консультация для родителей „Развивающие кастрюльки“» размещена в разделах
Скоро в доме зазвучит голосок нового человека. Если вы сознательно пришли к предстоящему родительству, то едва ли упустите из виду мысль о развитии ребенка. Заранее будут приобретены черно-белые игрушки, ведь именно они больше других привлекают новорожденных, заготовлены мобили (движущиеся в потоке воздуха легкие игрушки над кроваткой, большой резиновый мяч, „прыгунки", турничок.
Кому-то из родителей идея о раннем (стимулирующем, необходимом, правильном) развитии детей кажется немыслимой без компакт-дисков Моцарта вкупе с дипломом об окончании родительских курсов. Но можно ли сделать из малыша второго Эйнштейна или Пушкина? Едва ли.
Все идеи развивающего воспитания основаны на представлении о том, что правильная стимуляция способностей ребенка ускорит его развитие, овладение языком, музыкой — в целом такой человек будет более успешным в решении многих жизненных задач. Заметим, ключевой фразой такого представления является „правильное стимулирование", а это не то же, что стимулирование дорогими игрушками. Вместе с тем не стоит обвинять активных родителей в меркантильности : большинство из них действительно заботится о развитии своего ребенка для его блага и интересной жизни, не беря в расчет возможные будущие успехи и тем более не воспитывая вундеркинда „напоказ". Однако многие детские психолога, педиатры, педагоги призывают родителей несколько умерить свой „развивающий" пыл.
Безусловно, ребенку требуется определенная помощь в постижении про-стейших задач, говорим ли мы о развитии речи или моторных навыков, коор-динации движений или различении цветовой гаммы. Однако, если малыш не растет в полной изоляции от общества, он встречается с достаточным количеством стимулирующих событий и вещей, которых найдется немало в любом доме.
Все, начиная от постукивания кастрюли о кастрюлю и заканчивая общением с братьями и сестрами, — буквально все исключительно важно для грудничка! Нет достоверных свидетельств того, что какие-то особенные игрушки или искусственно созданная окружающая среда до такой степени ускоряют развитие ребенка, что могут превратить его в олимпийского чемпиона либо гениального художника.
Вряд ли родителям стоит ожидать от чада чего-то выдающегося: если он рано научится читать, это вовсе не дает стопроцентную гарантию его успешной ученической карьеры даже в начальной школе. По крайней мере, прямой однозначной зависимости исследователи до сих пор не нашли.
Жизнь по карточкам
В настоящее время ни один разговор о раннем или стимулирующем развитии не обходится без обсуждения спорности теории Глена Домана, директора Института реализации человеческих возможностей, известного также под названием Институт идеального ребенка (Better Baby Institute).
Суть теории Домана: маленький человечек необычайно податлив обучению, его можно научить чему угодно, будь то игра на скрипке,
математика, изобразительное искусство или астрономия. Главное звено успеха — обучающие занятия проводить с самого рождения.
В соответствии с наиболее известным методом Глена Домана, описанным в 1963 году в книге „Как научить ребенка читать", младенец с рождения должен быть окружен множеством картонных карточек, на которых написаны отдельные буквы, слова, фразы. Таким образом, вполне реально научить малыша читать с двух лет, а то и раньше. Этот метод обучения называется „глобальное чтение". Большинство специалистов по раннему развитию во многих странах мира оспаривают теорию Домана. В то же время тысячи мам берут на вооружение методику раннего развития (или отдельные ее части, подстраивая ее под своего ребенка и собственные возможности.
Двигатель прогресса
Споры о том, что главенствует в умственном развитии ребенка — наследст-венность, окружающая социальная среда, качество пищи, экология или внут-риутробные „обстоятельства", — не утихают ни на день. Но если что-то и можно считать наиболее важным в развитии ребенка, так это старый как мир подход к воспитанию — терпеливое, участливое общение с малышом, готовность постоянно разговаривать с ним и объяснять.
Развитие речи и познавательных возможностей ребенка, гармоничное вхож-дение младенца в реальный мир — все это прежде всего следствие общения малыша с мамой и другими взрослыми людьми. Во всем мире матери используют свой уникальный, очень сходный, специально разработанный природой способ общения с крохой. Более высокий тембр голоса, мелодичная распевная интонация, замедленный темп речи с четкой артикуляцией, короткие фразы, повторения — одним словом, в особом „мамином языке" заложен огромный смысл.
И на сегодняшний день ничто по развивающему эффекту не может сравниться с тем влиянием на малыша, которое оказывают родители, настроенные на понимание и общение с младенцем, на раскрытие талантов маленького человека.
На кухне
Это, пожалуй, самое благодатное место в доме. Какие же там есть развивающие „игрушки" и что с ними можно делать:
деревянные ложки-миски: цвета в меру яркие и привлекательные для глаз, покрыты пищевым лаком, не бьются при ударах (ощупывать, перекладывать, стучать, грызть);
кастрюли с крышками (открыть-закрыть, подобрать крышки по размеру);
пластмассовые контейнеры разного размера (вставлять один в другой и на-оборот; греметь закрытым контейнером с сухой фасолью, крупными бусами, деревянными яйцами);
пакеты из-под молока (положив в них что-нибудь, можно извлекать разные звуки; класть один на другой и рушить постройку; сделать „паровозик" или „машину");
металлическая миска и деревянная ложка (извлекать звуки, стучать то тише, то громче);
пластмассовые бутылки с отвинчивающимися крышками (отвинчивать-завинчивать крышечки; самим сделать музыкальный инструмент, насыпав внутрь гречку, сухой горох, твердые макаронные изделия, крышку наглухо привинтите и заклейте скотчем);
соединенные одним шнурком различные пластмассовые приспособления с ручками — сито, мерная ложка, толкушка, половник (перебирать, ощупывать, пытаться снять со шнурка);
кукурузные хлопья (можно „переливать" и перекладывать из одной миски в другую) и иная еда, нарезанная кубиками и кусочками;
форма для выпечки, поднос или упаковочная коробка с ячейками (заполнять ячейки чем-нибудь);
2-3 пластмассовых флакона или коробочки (из-под таблеток, например) разного размера (их интересно ставить друг на друга, строить башни).
В комнате
Развивающие „игрушки" в шкафах и что с ними можно делать:
колокольчики — деревянные, металлические (валдайские, глиняные (рас-сматривать, извлекать звук и слушать);
рукавички и носочки с „рыбацкими" колокольчиками (пришейте их сами так, чтоб малыш не мог пораниться) или „глазками" из пуговиц (рассматривать, ощупывать и радоваться);
катушки из-под ниток, клубки шерсти и т. д., соединенные в единую „змейку" (возить за собой);
шкатулки и коробки с крышками (закрывать-открывать, прятать-доставать);
яркие картинки из журналов: сделайте сами из них книгу с плотными стра-ницами, картонную каталку для пола или сдвижные картинки на кроватку (рассматривать, классифицировать);
зеркало (наблюдать, удивляться);
разные по размеру картонные коробки (складывать одну в другую, через са-мые большие — ползать или пролезать);
кусочки различных по фактуре, цвету и размеру тканей, сшитые в единый ко-врик или предоставленные малышу по отдельности (ощупывать, различать);
платки, разные по форме, размеру и материалу (различать, надевать на себя);
необработанные деревянные рамочки для фотографий или картин (ощупывать, хватать, держать или даже пробовать на вкус);
браслетики из кожи (снимать-надевать на ручки и ножки, жевать);
бусы из крупного янтаря, малахита, вишни или можжевельника на прочной шелковой нитке (ощупывать, перебирать, сосать);
шнурки и веревки с узелками (трогать, ощупывать, пытаться развязать-соединить, кусать);
имеющиеся дома музыкальные инструменты (трогать струны или клавиши, извлекать звуки, слушать);
прищепки желтого, красного и синего цвета, сложенные в закрытую прозрач-ную пластиковую бутылку (трясти и извлекать звук, пытаться достать, разли-чать цвета). Через несколько дней оставьте в бутылке прищепки только одного цвета. Малыш удивлен?
В ванне
Развивающие „игрушки" в ванне и что с ними можно делать:
вода сама по себе;
губка (сжимать-выжимать);
пластиковая бутылка (наливать-выливать воду; если привязать шнурок – превращается в „собачку на поводке", „кораблик" и т. д.);
разные по размеру емкости, отлично подойдут вставляющиеся другу в друга стаканчики (переливать воду);
дуршлаг: вода просачивается через дырочки, а не просто выливается (вы-ливать особым образом воду; узнавать о свойствах предметов).