Екатерина Харина
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа.
Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт,
коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим
поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и
эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных
песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю
Публикация «Консультация для родителей „Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей :
• обогащая словарь,
• развивая артикуляционный аппарат,
• фонематический слух,
• давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует
ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках
предметы.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и др., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю –ли», колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку –колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
Ай, люли, ай люли,
Прилетели журавли,
Сказку Маше принесли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип-скрип.
Вы, ворота, не скрепите,
Нашу Машу не будите.
(Из русской народной поэзии)
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т. п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. - напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:
Тук-тук-тук. Кто там?
- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
- А я киска мяу-мяу-мяу.
- Иди, киса, в теремок, иди, иди!
«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,
Красные надели чулочки – га-га-гаааа,
И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,
Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.
Напились воды десять братцев – га-га-гааа.
Начали в корыте купаться – га-га-гааа.
Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.
Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление