Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Чубыкина Ирина
Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА

Воспитатель I категории: Чубыкина И. Ю.

Консультация для родителей

«Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

[/i]

Большое значение в развитии речи ребенка играет художественная литература. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее», - писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его взрослый. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Поэтому как мы, воспитатели, так и Вы, родители должны помочь детям развить интерес и любовь к художественной литературе.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и в сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых. Ознакомление с произведениями литературы способствуют воспитывать интерес и способность различать выразительные средства, учит определять и мотивировать своё отношение к героям произведения, формировать нравственные критерии оценки.

Очень важна интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку художественных произведений. Такое чтение будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передать текст выразительно, в нужном темпе, а при пересказе текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

Обращайте внимание и на иллюстрации в книге, они окажут помощь в организации речевой работы с детьми.

Знакомство ребенка с художественной литературой следует начинать с миниатюр устного народного творчества - потешек, песенок, а, далее - народные сказки, доступные ему по возрасту. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений - миниатюр.

Помните, что выбор произведения не может быть случайным, книга должна обладать художественными и воспитательными достоинствами, развивать у детей чувство прекрасного. Желательно покупать книги с яркими художественными иллюстрациями, чтобы привлечь внимание ребёнка, возбудить интерес к книге. Это может быть сказка с торжеством добра, любви и справедливости над злом; книга писателя-природоведа о красоте и богатстве родной природы; книги о красоте людей в труде.

Перед чтением рассмотрите вместе с детьми красочные иллюстрации, что изображено на картинках, но не раскрывайте содержание книги.

Старайтесь, чтобы дети запоминали имена писателей, название произведения. Полезно дать краткие сведения о писателе. Если ребёнок отвлекается от слушания, ни в коем случае не делайте резких замечаний, подчеркните выразительной интонацией, паузой, жестом, что вы ждёте от ребёнка внимательного слушания, но не нарушайте хода повествования. По окончании обсудите с ребёнком прочитанное, ответе на его вопросы.

Следует обращать внимание детей на художественные особенности языка произведений. Например, после чтения рассказа Снегирёва «Скворец», вспомните с ребёнком, как автор писал о зиме, какими словами рисовал картину зимнего леса. Ваша задача - помочь детям вдуматься в слова, прислушаться к ним.

Время от времени книгу надо перечитывать. Дети любят находить для себя что-то новое в уже знакомом произведении, повторное чтение углубляет и закрепляет восприятие услышанного. Чтение одного небольшого произведения может не удовлетворить ребёнка, тогда можно прочитать ещё что-нибудь, придерживаясь тематики или единства образов. Большие произведения лучше читать отдельными частями, например, сказку «Конёк-горбунок» Ершова. Книги, насыщенные большим количеством событий, читайте реже. Лучше читать книги, носящие жизнерадостный характер, с несложным сюжетом. Полезно после чтения ещё раз рассмотреть иллюстрации, невозможно воспитать любовь к книге, не воспитывая у ребёнка бережного отношения к ней. Учите ребёнка самостоятельно рассматривать книгу.

Не следует прибегать к чтению во время еды, чтобы заставить ребёнка есть, в транспорте по пути домой, а так же читать без учёта возраста детей. От такого чтения хорошего ждать мало.

Лучше читать в спокойной обстановке, в свободное от других занятий время. Особенно хороши «семейные чтения», когда слушают все члены семьи. Покажите, что книгу всегда нужно класть на место, брать чистыми руками, а перелистывая страницы не мять и не рвать, беря их с верхнего правого угла. Не разрешайте ребёнку перегибать книгу. Расскажите, что над созданием книги трудилось много людей, её надо беречь.

Научившись переживать события, чувства с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Помогите ребёнку обзавестись собственной библиотекой, и, конечно, желательно, чтобы у ребёнка был маленький шкаф для книг или полка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка» Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Казимирова.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: "Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста" В дошкольном возрасте.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей: «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста.» Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Консультация для воспитателей: «Роль совместных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного.

Педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников» Речь – важный фактор психического развития ребёнка, его всесторонней гармонизации. Грамотная и хорошо словарно обогащённая речь – это залог.

Рекомендации для педагогов «Роль художественной литературы в развитии личности ребёнка» Значение художественной литературы- воспитательное, познавательное и эстетическое- в развитии личности ребёнка весьма велико. На важность.

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Подготовила: Кучеренко Ю. В. Цель:.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 августа 2017 в 09:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подарке маме на 8 марта «Роспись кухонной дощечки-хохлома» в старшей группе
Фотоотчет: Подарок маме на 8 марта! « Роспись кухонной дощечки- хохлома» старшая группа. Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного...
Фотоотчёт «Подарок для мам»
Вот и пришла долгожданная весна, которая принесла нам отличное настроение, море положительных эмоций и замечательный женский праздник – 8 марта! В этот...
Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие...
Фотоотчёт о наблюдениях за изморозью на ветвях деревьев
Изморозь, которую мы наблюдали в то теплое утро, после морозной ночи, напомнила нам морозные узоры на зимних расписных окнах, чудные кристаллы были похожи на...
Проект «В гости к нам пришла весна» (подготовительная группа общеразвивающей...
Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель Карелина Е. А, музыкальный руководитель...