МААМ-картинки

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности»

Людмила Анисимова
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности»

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности».

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго,

когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Задача педагогов, а так же и родителей — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

В нашем детском саду, в каждой группе, оборудованы мини – лаборатории, которые помогают детям изучать мир, который их окружает. В этих лабораториях есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований свойств воды, песка, воздуха, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой. Дети изучают время и узнают предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус, исследуют звуки, неживую природу.

В летний период в детском саду были оборудованы экспериментальные грядки, на которых дети, под руководством педагогов, посеяли семена различных овощных культур. В течение всего лета они наблюдали за ростом и развитием овощей, учились за ними ухаживать. Были заведены дневники наблюдений, в которых отмечались все изменения, происходящие с их «подопечными». Но самым радостным и запоминающимся был сбор овощей. Дети сделали вывод, что овощи, которые они вырастили, были самыми вкусными и ароматными!

В рамках реализации поисково – исследовательской деятельности по экологическому развитию педагогами нашего дошкольного учреждения были разработаны и реализованы долгосрочные проекты:

«Белая береза под моим окном»,

«Маленький друг животных»,

«Берегите птиц»,

«Волшебница вода»,

«Капелька»,

«Очаровательный сорняк в мире лекарственных растений»,

«Зеленые жители планеты «Детство»,

«Витамины на грядке».

Главной задачей этих проектов является ознакомление детей с взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит нашим детям в настоящем, а, главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.

Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования и родители – помощники, это те факторы, которые являются для детей очень значимыми. Создавая условия для исследований малыша дома и на прогулках, вы, родители, тем самым, открываете ему двери для самостоятельного изучения мира. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В организации поисково – исследовательской деятельности для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие – либо специальные условия.

Вы может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путё м: «Очень хочется рисовать, но нет кисточки, карандашей. Чем можно рисовать? А если нет красок? Что можно использовать?»

Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковь, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Нам, педагогам, хотелось бы, чтобы вы, уважаемые родители, следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Советы для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей :

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе.

Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Консультация для родителей ТЕМА :«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ. Массовое явление, связанное с низким.

Консультация для родителей «Роль настольно-печатных игр в развитии детей»Консультация для родителей «Роль настольно-печатных игр в развитии детей» Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании и развитии двуязычия. Татарский и русский языки» Консультация для родителей «Роль семьи в формировании и развитии языка» г. Набережные Челны, 2015 Характерной.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии личности ребенка» Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Развитие личности — это ежечасное и ежеминутное занятие,.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в ран-нем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что, помимо реального, существует.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей» Консультация для родителей "Роль сказки в развитии речи детей" Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать.

Консультация для родителей «Роль сказки в социально-личностном развитии детей» Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам,.

Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка» Материалы для родителей. Консультация Роль семьи в развитии речи ребенка Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 10 июля 2015 в 18:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД