Папки-передвижки

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения у детей»

Сердитых Анна
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения у детей»

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека.

Когда необходимо начинать учить детей правилам поведения или этикета?

Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения у детей“» размещена в разделах

Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены. Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится! Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.

Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения. Прежде всего в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещает театры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести. Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно придти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям. Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия. Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.

Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Как мне кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.

Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

Воспитание навыков культуры поведения у детей раннего возраста

Природа дает задатки ребенку, воспитание делает ребенка человеком. Воспитать ребенка так, чтобы он добивался поставленных целей, мог пойти на компромисс, если это требует сложившаяся ситуация, уважал окружающих, научился любить и проявлять свою любовь, усвоил моральные и нравственные понятия, научить ребенка самостоятельно развиваться все это нужно успеть сделать за короткий срок, так как влияние родителей на детей очень недолгое. Дети должны освоить нормы и правила поведения необходимые для жизни в социуме. С годами эти правила перейдут в навыки и привычки поведения. Древняя мудрость гласит «посеешь привычку -пожнешь характер». Так с какого же возраста нужно начинать воспитывать своего малыша. Процесс воспитания ребенка начинается почти с рождения, но ближе к раннему возрасту малыш становится способен вникнуть в рассуждения о том «что такое хорошо» и «что такое плохо». Маленькие дети уже вполне могут усвоить некоторые правила поведения, они усваивают их в процессе общения с окружающими. Воспитывая малыша нужно помнить о некоторых особенностях его возраста: у детей раннего возраста еще нет устойчивых навыков и привычек поведения, малыш не всегда может точно выполнить правило поведения, он недостаточно осознает свои поступки, и последняя особенность – подражательность. Начинать воспитывать культуру поведения нужно с семьи, так как именно семья является первым социальным опытом малыша. Ребенок должен научится уважать своих старших. Уважение маленького ребенка к взрослым может проявляться через послушание, выполнение несложных поручений. Не в коем случае не оставляйте без внимания ситуацию, где ребенок повышает тон на взрослого, перебивает его, уходит, когда разговор не закончен. Нельзя говорить кому-либо фразу при ребенке «Не знаю, что с ним делать, он меня не слушается». Ребенок какой бы маленький он не был почувствует растерянность родителей и начнет с удвоенной силой пробовать границы дозволенного. По отношению к сверстникам надо воспитывать у малыша доброжелательность, сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь. В раннем возрасте дети уже должны понимать, что нельзя отнимать игрушки, мешать чужой игре. Ребенок должен понимать слова «мое» и «чужое». Чтобы не провоцировать лишний раз конфликт между детьми и закрепить навык делится, лучше не приносить из дома в сад любимые игрушки ребенка. Так как даже взрослому человеку бывает трудно отдать свою любимую вещь другому, а для маленького ребенка это будет в сто раз труднее. Близкие малыша должны развивать в нем такие качества как уважение, желание помочь, приветливость, умение уступать, учить обговаривать правила игры заранее. Родители должны стать примером для своего ребенка. Как гласит английская пословица «Не воспитывайте своего ребенка, он все равно будет похож на вас. Воспитывайте себя». Ребенок перенимает отношения в семье и переносит их на отношения со сверстниками. Чтобы ребенок легче усваивал правила, не болезненно реагировал на замечания взрослых и не переутомлялся надо не забывать про режим дня, который играет вовсе не последнюю роль в этом. Живя по режиму, ребенок не испытывает лишний и не нужный стресс. Что очень хорошо сказывается на его нервной системе.

Приучение ребенка к труду-это тоже часть воспитания культуры поведения. Маленький ребенок способен выполнить не сложные поручения: убрать игрушки, собрать карандаши после рисования, полить цветок под наблюдением взрослого, перед сном аккуратно повесить свои вещи на стульчик, помочь накрыть на стол и убрать со стола (хлебницу, ложки) и т. д. Дети очень любят помогать и надо давать им такую возможность. Обязательно нужно похвалить ребенка за оказанную помощь, подчеркнуть как это важно для вас и какую радость доставляет вам его помощь.

Бережное отношение ребенка к природе-это тоже важная составляющая часть воспитание навыков культуры поведения. Нужно научить ребенка бережно относиться ко всему живому, научить видеть красоту природы. Учить ухаживать за растениями и животными, объяснять малышу важность проводимых действий.

Любое правило должно усваиваться постепенно и его обязательно нужно разъяснить малышу. Например ваш малыш нечаянно задел другого, нужно объяснить ему что надо извинится, а то он подумает, что ты специально толкнул его. Дети должны осваивать правила поведения ежедневно, можно создавать для этого ситуации самим и подчеркивать в них правильное поведение. Например, папа после улицы первый пошел мыть руки, слова мамы «Какой папа молодец не забыл помыть руки и мы тоже сейчас будем мыть ручки». Также для быстрого и ненавязчивого усвоения правил и навыков поведения можно использовать пример других малышей, проигрывать с ребенком сценки с игрушками, обращать внимание малыша во время чтения стихов, сказок, рассказов на соответствующие моменты, чаще беседовать с малышом, обращать его внимание на ненадлежащие поведения сверстников. И конечно же самое главное не забывать, что вы являетесь главным образцом подражания для вашего ребенка

Публикации по теме:

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.

Консультация для родителей «Папа может! Или Роль отца в воспитании детей» В преддверии праздника настоящих мужчин – Дня защитника Отечества, хочется поговорить о наших дорогих, сильных, любимых, в общем, самых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения у детей»
Опубликовано: 16 марта 2020 в 20:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД