Любовь Васильева
Консультация для родителей «Секреты страны Грамотилии»
Откройте малышу волшебную страну,
Там пляшут буквы, поют звуки.
Погодите, погодите, торопитесь не спеша,
М а м а, мама прочитал малыш слова.
О, сколько восторга, и светятся глаза,
До чего же чудесная эта страна!
Часто в своей работе сталкиваюсь с проблемой фонематического недоразвития речи у ребенка. Родители гордятся тем, что их ребенок уже читает в 3 года. Задаю вопрос, так ли это важно, чтобы 3-х летний малыш освоил чтение? Ведь чтение является осознанным процессом, нужно не только читать слова, но и понимать, о чем идет речь. Для малыша буквы всего лишь образы, а слышит ли звуки, различает их?
Публикация «Консультация для родителей „Секреты страны Грамотилии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Начинаю работу над звуками с того, что предлагаю детям послушать сказку «Разноцветные звуки».
В одном королевстве жили-были звуки. Они были усердными и прилежными: пыхтели и кашляли, жужжали и свистели, рычали и шипели. Выражали радость по поводу яркого солнышка, грустили из-за проливного дождя, восхищались радугой. Короля этой звучащей и удивительной страны Грамотилии звали Речевичок. И вот однажды он пригласил верных поданных на бал.
Но вот незадача, надо сшить наряды. Гласные звуки, а их шесть, выбрали красный цвет. Согласным: Ж, Ш, Ц понравился цвет неба - синий, а Ч, Щ, Й облюбовали цвет мягкой и шелковистой травы – зеленый. Большинство звуков растерялись, а затем решили, что их платья будут и зеленого, и синего цвета. Только Ъ и Ь знаки остались без платья, не слышны их голоса.
В назначенный день король радушно встречал гостей. И вдруг откуда-то полилась волшебная музыка, полная таинственности и очарования. Ах, как закружились в вихре танца разноголосые звуки! Платья, фраки, шляпки мелькали и завораживали красотой. Ъ и Ь знаки стояли за ширмой и наблюдали. И, этот бал будет продолжаться целую вечность. Ведь страна Грамотилия полна чудес и открытий.
Детям нравится слушать эту необычную сказку. Поверьте, на долгие годы в их памяти останется цвет звуков. С ранних лет играйте с малышом, научите его слушать и слышать звуки. Откройте секреты увлекательной страны Грамотилии.
Обращаю ваше внимание на игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов:
1.«Что звучит?»
Покажите деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки, глиняные чашки и т. п. Ребенок называет эти предметы и показывает. Затем предложите послушать, как звучат эти предметы. Взрослый, спрятав их за что-либо, главное, чтобы ребенок не видел, озвучивает поочередно предметы. Ребенок узнает звуки и называет предметы их издающие.
2.«Кто, как голос подает?».
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай.
Для этой игры предлагаю использовать аудиозаписи с голосами животных, звуковые панно с изображениями домашних, диких животных и птиц. Взрослый включает голос животного, а ребенок не только угадывает голос, но и показывает изображение животного. Предложите загадку о животном, пусть ребенок отгадает и озвучит его голос.
3. Постарайтесь настроить ребенка на то, чтобы он слушал:
Мы немного поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем.
Выдели ударный гласный звук вначале слова:
Аля, арфа, Оля, игры, Ира, Умка, утка, окна, Эдик, эра и т. д.
4. «Назови первый, последний звук в слове».
Покажите игрушку или картинку с изображением разных животных. А затем предложите определить, с какого звука начинается или заканчивается это слово. Обращаю ваше внимание на то, чтобы звуки в начале и в конце слова четко произносились. Гласные звуки в конце слова протягивайте.
5. «Повтори за попугаем Кешей». Предложите ребенку повторить цепочки слогов, коротких слов: Ба – па – ба, Ва – ва – фа, Да – та – да, Га – га – ка, Са – за – са, Ша – жа – ша, Бак - бок - бык, Пух - мех - мох и т. д.
Меняйте расположения слога в группе.
Ваш ребенок не только научится различать звуки, но это будет залогом успешного овладения процессом письма в школе.
6. Упражнение «Тянем - потянем».
Поочередно соединяем согласные (Б, П, В, Ф, Г, Д, Т, К, Х, М, Н, С, Ш, Ж,Ч,Щ, З, Л, Р) с гласными (А, О, У, Э, Ы, И) и медленно произносим.
7.«Исправь ошибки».
Предложите ребенку послушать внимательно и исправить ошибки в словах:
Папа Яга каталась на метле.
Зук жужжит и встать не мозет.
У девочки длинная коза.
Фофа чинит масину.
Коска моет сею, моет лапы.
Вдали виднелся класивый том.
8. «Придумай слово»
Предложите поиграть в слова:
• Придумай слово со звуком Р или Рь в названии овощей (помидор, картофель, огурец, редис, петрушка, укроп, редька. репа и т. д.) ; ягоды (смородина, черника, виноград, крыжовник, рябина, арбуз и т. д.); посуды (кастрюля, сковорода, тарелка, дуршлаг, кружка, рюмка и т. д.)
• Назови домашнее животное, в названии которого есть звук К, где находится этот звук? (корова, коза, кабан, ягненок, кошка, собака и т. д.). Придумай животного с таким звуком.
• «Рассыпалось слово».
Помоги собрать слово: М – и - р, д – о – м, т – р - а – в – а, М – а – ш – а, к – о – ш – к – а и т. д.
• Составь такое предложение, в котором в каждом слове есть звук Л (Лодка плыла по волнам, Лола катала куклу). Также играйте и с другими звуками.
• «Поймай звук». Какой звук чаще всего слышится в словах:
Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил, как долотом.
Барабанщик барабанит в барабан.
Жук жужжит, жужжит и усами шевелит.
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
Спит спокойно старый слон,
Стоя, спать не может он.
Глазищи, усищи, хвостище, когтище,
А моется всех чище.
Камыш шумит: шу-шу-шу,
Камыш шумит, шумит, шумит.
У Беллы была балалайка,
И белая, белая лайка.
У Егора и Федоры в огороде помидоры.
9. Если вы как следует, увлекались играми со звуками с ребенком и, он знает буквы, попробуйте следующие упражнения, тем более их полно в книгах. Можно использовать карточки с изображением предметов, животных, птиц, растений.
Мною использованы картинки из книги Колесникова А. Е. От А до Я:
• Напиши под каждой картинкой букву, соответствующую первому звуку в ее названии. Например:
• Определи, какой гласный звук есть в названии каждого предмета, соедини его с соответствующей буквой. Например:
• Напиши в квадрате букву, которая обозначает первый звук в названии предмета в каждом ряду. Например:
И, в завершении приготовила маленькую подсказку, надеюсь, она Вам пригодится:
Буквы видим и пишем,
Звуки слышим и произносим.
Когда мы читаем,
Буквы в звуки превращаем.
Будьте мудры и снисходительны к малышу, а главное, проявляйте терпение! Окунитесь в безбрежный и бурлящий океан звуков и букв. Искупайтесь вдоволь, насладитесь досыта. И, поверьте, желание, и готовность ребенка к чтению проснется.
Грамота необходима везде и всюду, тот человек, который умеет правильно писать, может всегда красиво выразить свою мысль!
Литература:
1. Колесникова Е. В. От А до Я: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - М. : Ювента, 2016.
2. Тренажер по развитию речи /Сост. С. Е. Гаврина и др. - М. : Росмэн, 2016.