Консультация для родителей «Сенсорное развитие»

Тамара Чеботарева
Консультация для родителей «Сенсорное развитие»

В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему – этот мощный двигатель прогресса. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: малыш хочет до всего добраться, пощупать, порвать, поломать, бросить, помять.

На втором и третьем году жизни довольно заметно развиваются действия восприятия и мыслительные действия. Если почти на всем протяжении младенчества психическая жизнь ребенка носила слитный, нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо можно увидеть: вот малыш зрительно обследует предмет, его свойства; вот решает мыслительную задачу.

В раннем детстве воспитание ребенка решает среди других задач и такую – сделать его восприятие более полным, всесторонним.

Не нужно думать, что внешними ориентировочными действиями ребенок овладеет сразу и при любых условиях; нет, очень многое зависит от того, какие предметы попадают ему в руки и в какой мере он ощущает он помощь взрослых.

Многие игрушки, которые предназначены для детей раннего возраста, сделаны так, что само их устройство побуждает ребенка примеривать части друг к другу – иначе ничего вообще получиться не может. Игрушки такого рода как бы сами учат малыша, за что и называются самообучающимися. Это матрешки, коробки с вырезами определенной формы, куда надо опускать подходящие фигурки, домики, в которые надо вставлять двери и окна… Бывает, малыш сначала пытается добиваться результата силой (хочет вколотить, втиснуть неподходящие части, но с помощью взрослых быстро переходит к примериванию.

Но и другие игрушки определяют действия малыша в меньшей степени, поэтому и участие взрослых должно быть большим. Например, пирамидку можно собрать в любом порядке, не считаясь с величиной колец. Если взрослый не научит примериванию, малыш вообще не овладеет действиями с пирамидкой.

Различению размеров малыши учатся, строя башенки из кубиков различной величины, в играх с пирамидками (сначала дается пирамидка из 2-3 резко контрастных колец, а после полутора лет – из 5 менее контрастных). Вообще полезны всякие игры, в которых приходится иметь дело с одинаковыми по форме, но разными по величине предметами.

Для того чтобы научить ребенка ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать ему выбрать из двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу.

На третьем году жизни зрительный выбор по образцу (идет ли речь о форме, величине или цвете предмета) производится малышом достаточно точно. Вместе с тем, если предложить ему для выбора не два, а много разных предметов, то вы увидите, что он окажется в затруднении. То же произойдет, если предметы будут состоять из многих частей, если их окраска будет включать несколько чередующихся цветов.

Когда ребенок выполняет какое-то доступное, хорошо освоенное действие, то форму, величину предметов, их цвет, расположение в пространстве он определяет хорошо. Но в других случаях восприятие оказывается неточным, расплывчатым. Иногда родителей смущают такие случаи: казалось бы, малыш правильно опознает даже самые близкие цвета (например, красный и розовый) – это видно по тому, как он легко выполняет задание на выбор по образцу, но вот его просят «сделать так же», ставя у него на глазах красный кубик на синий, - и, несмотря на то, что различие цветов гораздо больше, малыш ставит синий на красный. Удивляться этому не следует: задача расположить кубики в зависимости от цвета – действие для него пока незнакомое, действия взрослого он «понимает» просто как накладывание одного кубика на другой (любого на любой, поэтому учитывать цвет кубиков ему незачем.

Точно так же, начиная рисовать, малыш вовсе не замечает, каков цвет изображаемых им предметов. Он пользуется карандашами, цвет которых ему просто больше по душе. На третьем году жизни малыша некоторые предметы, хорошо знакомые, становятся постоянными образцами, причем совсем не обязательно, чтобы эти постоянные образцы находились перед глазами ребенка, - это могут быть представления о них, закрепившиеся в памяти. Определяя предметы треугольной формы, он скажет: «как домик», «как крыша». Про круглые предметы можно услышать: «как мячик». Обо всем красном он говорит: «как вишенка», о зеленом – «как травка».

Представления о предметах и их свойствах накапливаются в действиях с этими предметами. Для того чтобы обогатить ребенка представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы он действовал с ними, знакомился с основными разновидностями этих свойств.

Неверно ограничивать ребенка знакомством с 2 – 3 формами и 3 – 4 цветами. Ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о 5 – 6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

Отсутствие в речи малыша слов, обозначающих те или иные свойства предметов, не должно настораживать родителей. Существуют психологические причины, по которым дети названия свойств начинают употреблять позже, чем названия предметов и действий.

Общаясь с ребенком, взрослые постоянно употребляют слова, которые обозначают свойства предметов. Но нет необходимости добиваться их запоминания и правильного употребления в раннем детстве. Позже, на 4 – 5 году жизни, для этого сложатся более благоприятные условия.

Родителям не следует забывать, что не только специальные игры и занятия с малышом способствуют развитию его восприятия. Самые прозаические занятия – еда, одевание, умывание – несут ему массу сведений. Взрослый может научить увидеть и сравнить, какой большой ботинок у папы и какой маленький у сына-малыша. Он поможет найти общее: у мамы синее платье и у сестры…

Когда вы ходите с малышом на прогулку, старайтесь обращать его внимание на то, что происходит в природе, на свойства снега и дождя, песка и травы.

Говорят, что есть счастливцы-родители, чьи дети часами могут собирать пирамидки, кубики и пазлы. Но в основном дети очень подвижны и за ними нужен, как говорится, глаз да глаз. Если вы вынуждены «разрываться» между кухней и детской – обратите внимание на свою кухню – чем вы можете занять ребенка, пока находитесь там. Наверное, у вас припасена не одна губка для мытья посуды, а они все разных размеров и цветов – получается оригинальный, легкий, экономичный конструктор. В вашей кухне поселятся поролоновые башни, дома и дорожки. Летом эти же губки могут превратиться в кораблики, которые можно запускать в любом тазу или большой чашке. Обратите ваше внимание на обыкновенные макароны – сейчас есть множество разных форм и цветов. Из них можно складывать на столе причудливые узоры, попутно изучая те же формы и цвета. Можно предложить ребенку небольшое блюдце, на котором смешаны горох, рис, гречка и попросить помочь вам их перебрать. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков, и изучение новых форм и цветов. Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает из крана вода, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане или чашке с водой, как громко пересыпается в стакан горошек и тихо – манка. Потом попросите ребенка отвернуться и предложите на слух определить, что вы сейчас делаете. Особенно нравится детям знакомая с детства шутка «закрой глаза – открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили, - это может быть кусочек яблока или банана, лимона или даже чеснок. Вариантов множество, есть еще много «кухонных радостей», с помощью которых вы можете и приготовить обед или ужин, и вместе побыть с ребенком, и провести с ним увлекательные занятия по развитию восприятия. Главное – вовремя вспомнить о том, что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для подрастающего человека могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всем его многообразии!

Для обогащения ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей.

Нет сомнений в том, что у каждой женщины есть бижутерия, которой она уже не пользуется, но это все лежит в коробочках. Позвольте ребенку поиграть с вашими бусами. Это как раз будет игра, направленная на развитие восприятия величины. Называется она «Большие и маленькие».

Цель игры: Научить ребенка чередовать предметы по величине.

Материал: Четыре больших бусины (приблизительно 2 см) и четыре маленьких (приблизительно 1 см). Бусинки одинаковой формы и цвета. Тонкие шнуры или толстые нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами (можно использовать толстую леску). Кукла и корзиночка.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла просит сделать для нее красивые бусы, взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.

Сначала на нитку нанизывается большая бусинка, затем маленькая, потом снова большая. После этого ребенку предлагают собрать для куклы бусы таким же образом. Затем вместе показывают кукле, какие получились бусы, примеривают их на неё.

Можно давать ребенку различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидки). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.

Если бусинки разного цвета, то, играя, ребенок одновременно называет цвет бусинки. Есть бусинки квадратной, треугольной форм – в этом случае игра будет развивать восприятие формы.

Часто взрослые сетуют на то, что дети ломают игрушки. Попробуйте поиграть со своим ребенком в игру «Почини игрушку». Эта игра направлена на развитие мышления. Подберите для этой игры простую игрушку, например машинку, и предоставьте ребенку возможность в течение нескольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится со свойствами машинки. Затем незаметно, чтобы малыш не видел, на колесо машинки наденьте резинку (при этом колесо машинки крутиться не должно). Теперь для того, чтобы машинка ехали, нужно прикладывать больше усилий. Цель игры в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашел ее причину. Количество неисправностей в машине можно увеличивать до трех, но каждая новая неисправность добавляется после того, как ребенок научится находить предыдущую. Игру можно проводить с разными игрушками.

Игра «Мозаика» направлена на развитие мышления и ориентировки в пространстве. У вас и у ребенка должны быть основа – доска с дырочками – для расположения мозаики (по пяти фишек любых двух цветов) и картонные карточки, на которых нарисованы длинные и короткие полоски (всё это вы можете приготовить вместе со своим малышом).

Суть игры состоит в соотнесении ребенком длины и цвета. Вы договариваетесь с ним, что длинные полоски будут обозначены, например, зеленым цветом, а короткие другим, допустим, красным. Выбирайте по одной карточке – по ним ребенок будет выкладывать свою композицию. Если он ошибется в начале игры, помогите ему расположить правильно цветные фишки на основе, а затем предложите следующую карточку с иной последовательностью полосок. Попробуйте сами выложить свою композицию на своей основе и не лишайте ребенка радости поправить «случайно» допущенную вами ошибку.

Как видите, игры эти не сложные, не требуют много времени, а совместная подготовка игр только позволит вам взглянуть на своего ребенка с другой стороны.

Публикации по теме:

«Развитие у детей ориентировки в пространстве» Консультация для родителей. Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Необходимо научить детей ориентироваться.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультации ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА. В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих.

Консультация для родителей «Познавательное развитие детей» Консультация для родителей ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Познавательное развитие: - предполагает развитие интересов детей, любознательности.

Консультация для родителей «Развитие детской инициативы у дошкольников» Сафонова Марина Викторовна МДОУ ЦРР №28 "Огонёк" Воспитатель высшей категории Развитие детской инициативы у дошкольников. В соответствие.

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников» Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника» Речь – это не только способ коммуникации в нашем обществе, но и показатель развития ребёнка. Центры мозга, отвечающие за развитие речи.

Мастер-класс для родителей по теме: «Сенсорное развитие ребенка 2–3 лет». Сегодня мне хотелось бы вас познакомить с одним из разделов программы по образовательной области «Познание»- сенсорное развитие. Сенсорное.

Мастер-класс rдля родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» МБДОУ Д\С "РОСИНКА" ВОСПИТАТЕЛЬ: ЖМУРИНА Т. В ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:.

Отчёт о проведении мастер-класса для родителей. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Отчёт о проведении мастер-класса для родителей. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию, отчёт о проведении мастер – класса для родителей по сенсорному воспитанию. Это мероприятие проходило.

Советы для родителей. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения Сенсорное развитие занимает одно из ведущих мест в жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Именно оно является предпосылкой к развитию.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сенсорное развитие»
Опубликовано: 17 мая 2017 в 22:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовки выставки, посвященной образованию Калининградской области в...
7 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Кёнигсбергская область, а 4 июля 1946 года её переименовали в...
Детский мастер-класс «Подарок маме — «Зеркальце» (аппликация во второй младшей группе)
Подарок маме Моя мама всех милее, Всех румяней и белее! Очень мамочку люблю, Зеркальце ей подарю! Интернет-ресурс. Цель: учить путем...
Стихи для детей «Весенний перезвон», «Март — утро Весны»
ВЕСЕННИЙ ПЕРЕЗВОН Солнцем ярким день пронизан, Все проталины видны. Капли капают с карнизов Песня звонкая весны: -Динь- динь - дон! Дон- дон! Обрывает...
Конспект занятия по аппликации «Лошадка в яблоках»
Программные задачи:познакомить детей с разными материалами для выполнения аппликации, продолжать учить вырезать округлые формы из квадрата, развивать...
Мастер-класс «Праздничные сердечки» из пайеток, пуговиц и бисера
Мастер класс "Праздничные сердечки" из пайеток, пуговиц и бисера. Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай....