Татьяна Аугайтене
Консультация для родителей «Социализация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Все ли родители знают, что такое социализация? Этот термин, образованный от латинского слова socialis — «общий, общественный», означает вхождение ребёнка в мир, освоение им первоначальных представлений социального характера, включение в систему социальных отношений. Социализируется ребёнок в общении и деятельности. Он активно осваивает окружающий мир и определяет своё место в нём. Социализация может происходить как стихийно, так и в условиях воспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Социализация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
Игровая деятельность — это то средство, которое вводит ребёнка в мир взрослых людей и их взаимоотношений, позволяет приобщиться к их деятельности, не имея возможности «быть взрослым» в реальной жизни. А ведь именно к этому так стремится ваш малыш! Он хочет быть похожим на папу, маму, воспитателя, действовать так же, как они. Именно игра позволяет это сделать, перевоплотившись в образ взрослого и выполняя его роль.
Родители дошкольника также должны осознавать, что успешная социализация их ребё нка зависит от того:
• насколько быстро и качественно он приобщится к самым простым общепринятым нормам и правилам взаимоотношений (в том числе моральным) со сверстниками и взрослыми;
• насколько успешным со стороны ребё нка будет:
— осознание себя как человека, принадлежащего к какому-либо полу — женскому или мужскому, то есть мальчиком или девочкой, с некоторыми присущими определённому полу особенностями (внешний вид, одежда, поведение, социальные роли и др.);
— отнесение себя к членам семьи;
— развитие чувства принадлежности к обществу, коллективу;
— развитие гражданских и патриотических чувств и т. д.
Что же необходимо делать родителям, дедушкам и бабушкам ребёнка-дошкольника, чтобы его социализация была успешной?
20 простых советов:
1. Развивать игровую деятельность ребёнка, предлагая ему включаться в разнообразные игры со взрослыми и детьми, «примеривая» на себя разные социальные роли (например, роли мамы, папы, ребёнка, врача, медсестры, пациента, строителя, дизайнера, учителя, воспитателя, ученика, тренера, спортсмена, продавца, покупателя, кассира, руководителя предприятия, работника и др.).
2. Обеспечивать регулярную практику совместных с ребёнком игр, способствующих установлению доверительных, конструктивных отношений, овладению простыми способами взаимодействия участников игры («Сначала я, а потом — ты», «Повтори ещё раз, чтобы получилось», «Помоги, а то у меня не получается», «Давай сделаем это вместе» и др., развитию творчества («Сделай по-другому», «Если изменить, то получится по-другому» и др., установлению положительных отношений («Давай играть вместе дружно», «Если не ссориться, то будет дружная игра» и др., преодолению конфликтов («Поделись, чтобы не поссориться» и др.).
3. Обеспечивать разнообразие социальных впечатлений ребёнка, организуя не только его повседневную деятельность и общение, но и досуг, отдых, развлечения.
4. Вместе с ребёнком совершать небольшие «открытия», постоянно стремиться к познанию нового.
5. Создавать, поддерживать, укреплять и развивать совместно с ребёнком семейные традиции, особенно традиции совместного труда, семейного чтения, коллекционирования, празднования, поздравления с праздниками друзей, близких и родственников, ежегодного посещения 9 Мая памятных мест, захоронений, мемориалов, Вечного огня и т. д.
6. Показывать ребёнку достаточное количество положительных примеров родительского поведения, общения, дружбы между взрослыми.
7. Давать адекватные оценки наблюдаемого ребёнком поведения и взаимоотношений окружающих людей, персонажей мультфильмов, героев художественной литературы и т. д.
8. Насыщать повседневную практику общения с ребёнком образцами вежливой, грамотной, красивой речи.
9. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, их достижениям и жизненному опыту.
10. Воспитывать бережное, заботливое отношение ребёнка к маленьким детям в семье.
11. Следить за тем, чтобы по возможности в семье не обнаруживались проявления «двойной морали», а также рассогласование требований, предъявляемых ребёнку членами семьи, родителями и педагогами ДОУ.
12. Устанавливать тесные связи с детским садом, включаясь в разнообразные виды совместной деятельности педагогов и родителей, детей и родителей и т. д., выполняя советы и рекомендации педагогов дошкольного образования.
13. Грамотно и дозировано организовывать доступ ребёнка к средствам массовой информации, отбирая педагогически целесообразные мультфильмы, кинофильмы, программы и т. д.
14. Давать ребёнку поручения, задания, выполняя которые он упражнялся бы в доступном ему труде на благо всей семьи.
15. Создавать условия для радостного, полноценного, счастливого проживания ребёнком периода дошкольного детства; осознавать, что самым естественным для этого являются праздники, развлечения в детском саду, семье.
16. Обязательно обращать самое пристальное внимание на воспитание у ребёнка патриотических чувств (любви к малой и большой Родине).
17. Учить ребёнка заботиться о домашних животных, принимать участие в уходе за ними, демонстрировать образцы любви к домашним животным.
18. Прививать любовь к природе, растениям, животным, воспитывать деятельное отношение к ним, формировать умения безопасного поведения в природе и правильного отношения к ней.
19. Постоянно расширять представления детей о разных странах, государствах, об особенностях их природы, культуры и населяющих их народах.
20. Развивать у ребёнка толерантное отношение к небольшим нарушениям людьми правил поведения, к незначительным отступлениям от норм морали, а также терпимость и уважение к людям других национальностей, их обычаям, вероисповеданию и др.
Условия для этого необходимо создавать постоянно, неустанно заботясь о том, чтобы ребёнок познавал окружающий мир общественных отношений дома, в гостях, в детском саду, на прогулке в выходной день и т. д.
Уважаемые родители, если ваш ребёнок посещает детский сад, то вы должны знать, что в результате ваших совместных с педагогическими работниками усилий по завершении образования в ДОУ к семи годам дошкольник должен достичь определённых результатов социализации.
Эти результаты можно представить в виде следующих качеств ребёнка.
Любознательный, активный. Задаёт вопросы о России, её общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задаёт вопросы морального содержания. Инициирует общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность. Организует разные ролевые игры.
Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Сочувствует, сопереживает людям и героям произведений кино, литературы, радуется вместе с ними. Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, проявляет любовь к малой и большой Родине.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Инициирует общение в корректной форме. Достигает успеха в установлении контактов со взрослыми и детьми в разных видах деятельности. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения моральных норм и правил поведения.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения. Имеет представление о моральных нормах и правилах поведения (на основе 4—5 противоположных понятий морали, например, щедрый — скупой, вежливый — грубый и т. д.) и может в большинстве случаев правильно объяснить, что, например, значит выражение «вежливый человек». Вместо слов плохо (плохой) — хорошо (хороший, добрый — злой употребляет в большинстве случаев более точные слова (например, скромный — нескромный, честный — лживый и т. д.). Правильно различает 1—2 близких по значению нравственных понятия (например, жадный — экономный). Понимает значение слов, отражающих нравственные чувства (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть). Понимает, что людьми положительно оценивается проявление нравственных качеств, действий, поступков. В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Может совершать выбор нравственного действия, поступка в пользу близких людей, друзей и т. д., иногда отказываясь от собственных интересов. В повседневном общении в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения, совершает нравственно направленные действия (утешил расстроенную маму, принёс стул и предложил сесть уставшей воспитательнице, поднял и подал бабушке выроненную из рук вещь, пожалел обиженного сверстника и т. д.).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. В играх и повседневной жизни вступает в различного рода конструктивные отношения со взрослыми и детьми. Организует игры с детьми, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты ( например: «Мы будем играть не в шофёров, как вчера, а в шофёров-дальнобойщиков»). Может расширять состав ролей ( например: «А давай у мамы будет ещё одна дочка — Катя. Она будет учиться в школе», комбинировать тематические сюжеты в один сюжет (например, в город приехал цирк и т. д., согласовывать свой игровой замысел с замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих. Умеет выполнять разные роли, согласовывает свои действия с действиями партнёров по игре, помогает им при необходимости, справедливо разрешает споры. Самостоятельно выбирает сказку, рассказ в качестве содержания игры, подбирает и изготавливает необходимые для игры предметы (например, деньги, чеки, ценники, кошельки, пластиковые карты и т. д. для игры «Супермаркет», декорации. С удовольствием выступает перед деть- ми, воспитателями, родителями.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе. Положительно оценивает себя на основе собственных особенностей, достоинств, возможностей и перспектив своего развития («Скоро буду школьником»). Называет в типичных и нетипичных ситуациях имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес, номер телефона. Знает, что является членом семьи, членом группы детского сада, какого-либо кружка и т. д. Знает роли женщин и мужчин в обществе, выделяет некоторые отношения и взаимосвязи ( например: «Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей — отцом»). Знает, в каком государстве живёт, его простейшую структуру и символы — флаг, герб, гимн. Знает, что такое малая и большая Родина, описывает их природу. Имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств, их населении и своеобразии природы.
Уважаемые родители, таких результатов вы можете добиться, если вхождение вашего ребёнка в мир взрослых людей и их отношений, познание окружающей действительности станет предметом вашего пристального внимания, а ваши педагогические действия будут согласованы с действиями воспитателей детского сада! Стремитесь к тому, чтобы такая согласованность сопровождала весь период пребывания ребёнка в детском саду!