Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для родителей «Специфика развития памяти детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период изменения и развития всех психических процессов, в том числе и памяти. Память - это психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении информации в сознании человека, или в процессе его деятельности, по мере того, что человек делал, переживал, воспринимал.
Публикация «Консультация для родителей „Специфика развития памяти детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Л. С. Выготский считал, что дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития памяти, так как в этом возрасте память выступает доминирующей психической функцией. «Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. - пишет Д. Б. Эльконин. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует».
Согласно концепции развития памяти П. П. Блонского моторная, эмоциональная, образная, словесная память - это генетически обусловленные ступени развития памяти, возникающие именно в данной последовательности.
Моторная память - это самый ранний вид памяти, которая впервые проявляется в двигательных рефлексах новорождённых детей. Эмоциональная память проявляется в период младенчества. Образная память появляется уже на втором году жизни. Словесная память, по мнению Блонского П. П. появляется в младшем дошкольном возрасте. Память- рассказ - это подлинная словесная память, которая отличается от запоминания или заучивания словесного материала. Первоначально рассказ - это только словесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.
Значительное изменение содержания моторной памяти происходит в дошкольном возрасте. Движения детей становятся более сложными, включают несколько компонентов. Это происходит на основе сформированного в памяти зрительного образа. Здесь роль взрослого как образца освоения движений и действий уменьшается, ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Ребёнок теперь может не просто правильно двигаться, но и решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает.
У большинства детей, с нормальным психическим развитием младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память.
В процессе активного усвоения речи развивается словесная память дошкольника. Это происходит при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
В дошкольном возрасте в структуре процессов памяти ребенка происходят количественные и качественные изменения, которые позволяют ему удерживать все большее количество информации, происходит постепенный переход к произвольному запоминанию.
На протяжении дошкольного возраста, как показала А. А. Люблинская, наблюдается переход:
- от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
- от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.
На протяжении дошкольного возраста память характеризуется непроизвольностью. Процесс запоминание и воспроизведение происходят нецеленаправленно, и, как правило, не зависит от воли ребёнка. Основное содержание памяти дошкольников составляют представления, образы окружающих людей, их действий, образы предметов, игрушек, свойств объектов и явлений. «У младших дошкольников непроизвольное запоминание и воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов», - замечает В. С. Мухина.
Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Непроизвольное запоминание отличается наибольшей прочностью, так, наиболее сильные эмоциональные впечатления могут сохраниться в памяти на всю жизнь.
З. М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. У младших дошкольников запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется желание что-либо запомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. Со временем дети учатся различным приёмам и стратегиям запоминания материла.
Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. Ребёнку становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции, такие как смысловые соотнесения, группировка, классификации и т. д.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте :
- преобладает непроизвольная образная память;
- память объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
- формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания.