Екатерина Гаврилюк
Консультация для родителей. Тема: «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.
Публикация «Консультация для родителей, Тема: „Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще и научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова.
Развитие фонематического слуха и восприятия проводится в игровой форме.
1. Расставляем на столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Манипулируя с предметами (стучим карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, погремушкой, предложить ребенку внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикройте предметы ширмой, а ребенок отгадывает, что звенит или гремит.
2. Выставить перед ребенком трех медведей (игрушки или картинки) : большого, среднего, маленького затем расскажите сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребенок угадывает медведей.
3. Показать ребенку картинку и громко, четко назвать изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, ты хлопни в ладоши». затем произносите: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д.
4. Раздать по нескольку одноцветных кружков. произнесите один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков вы произнесли.