Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей «Учим ребёнка проигрывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети сталкиваются с поражениями на разных этапах взросления. Однако же обычно они проигрывать не умеют потому, что взрослые настраивают их только на победу. В данном случае даже незначительная неудача для ребёнка может превратиться в проблему. Что же делать с стыдом, злостью, разочарованием, которые появляются из-за нереализованных замыслов? Как воспитывать у ребёнка умение работать над собственными неудачами, самосовершенствоваться и адекватно реагировать на поражения?
Публикация «Консультация для родителей „Учим ребёнка проигрывать“» размещена в разделах
Каждый ребёнок хочет, чтобы его хвалили и ценили, в первую очередь, родители. Поэтому переживание любых собственных неудач является для него довольно болезненным. Ребёнок школьного возраста не слишком эмоционально выражает реакцию на ситуацию неуспеха, сдерживается. Однако, ребёнок дошкольного возраста может кричать, плакать и даже вести себя агрессивно.
Первой реакцией ребёнка на ситуацию неудачи является протест, ведь он старался, прилагал усилия. Именно поэтому задача родителей в таком случае - научить ребёнка правильно реагировать на поражения, осознавать их и преодолевать.
Чаще всего родители стремятся воспитывать своего ребёнка победителем, с детства настраивают его на успех, получение первенства во всех сферах жизни. Но, порой, ребёнок ошибается, а родители не всегда готовы признать его неудачи и вместе их преодолеть.
Во время ситуаций неуспеха детишкам дошкольного возраста родителям следует придерживаться такой последовательности действий: предоставить возможность ребёнку выразить негативные эмоции, а затем поддержать его и посочувствовать.
Основная помощь для ребёнка, который переживает неудачу, - это "проговаривание" родителями его образов, то есть принятие ими его страданий и боли. Таким образом ребёнок понимает, что его услышали, признали его право на ошибку. Также важно, чтобы ребёнок в полной мере испытал своё разочарование. Для этого не следует его высмеивать, успокаивать или ругать.
Родителям следует учить ребёнка достигать цели, прилагать усилия, но не стоит требовать от него только лучших результатов. Независимо от ситуации неуспеха/успеха, ребёнок должен чувствовать, что его оддерживают и любят. Если результат работы ребёнка не оправдал ожиданий родителей, всё равно стоит похвалить его за то, что он работал и старался.
Зачастую родители не могут найти общий язык с ребёнком только потому, что имеют разные типы темперамента. Если, например, отец - лидер во всех сферах, его сын не обязан быть таким же активным. И требовать этого не стоит от ребёнка.
Отношение родителей к поражениям и победам ребёнка.
Каждому ребёнку присущ инстинкт выживания. Поскольку его выживание зависит от родителей, он пытается делать всё, чтобы им нравиться. То есть ребёнок становится отражением отношения родителей к нему. Если взрослые не верят в способности своего ребёнка, он это чувствует и становится пессимистом. В таком случае ему сложно достичь любой цели или выполнить даже простую задачу, потому что он заранее уверен, что у него ничего не получится.
Порой родители бессознательно способствуют формированию у ребёнка комплекса "победа при любых условиях". Во время организованных соревнований такие родители открыто демонстрируют, какое важное значение они придают победе. Ребёнок понимает, что он не может просто принять участие в игре, посоревноваться, он обязан максимально "выложиться", чтобы одержать победу для родителей. Именно поэтому поражение превращается для ребёнка в трагедию, которую он может переживать в течение длительного времени. В целом игра является наилучшим способом помочь ребёнку овладеть навыками адекватного реагирования на ситуации неуспеха/успеха.
Чтобы ребёнок быстрее преодолел расстройство, можно предложить ему на бумаге нарисовать это чувство. Во время рисования ребёнок должен представить размер образа, его форму, цвет и так далее. Затем рисунок можно порвать на клочки или уничтожить любым способом.
Итак, родителям следует учитывать, что ребёнок перенимают их отношение как к ситуации неуспеха/успеха, так и к жизни в целом, а также копируют их поведение. Особенно сложно пережить ситуацию проигрыша ребёнку дошкольного возраста пому, что он не умеет сдерживать эмоции, не имеет навыков адекватного реагирования на поражение. Именно поэтому родителям стоит учить этому своего ребёнка, а также высказывать ему поддержку и сопереживать.
Советы родителям по овладению детьми навыками адекватного реагирования на ситуацию неуспеха/успеха.
- Предоставьте ребёнку возможность самостоятельно решать сложные ситуации.
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими, более успешными детьми или теми, кого тоже постигла неудача.
- Обязательно поддерживайте ребёнка, чтобы он чувствовал, что вы рядом, и прислушался к вашим советам.
- НЕ высмеивайте неудачи ребенка, какими мелочными они вам не казались бы. При любых обстоятельствах оставайтесь на стороне ребенка.
- Расскажите ребёнку о своих ошибках, поражениях и переживаниях, которые вас сопровождали. Однако не следует ассоциировать свои неудачи с неудачами ребёнка.
- Поощряйте ребёнка к принятию позиции другого человека, к анализу собственных эмоций и т. п. Так он сможет взглянуть на себя со стороны, понять переживания других.
- Помните, что проигравший - не жертва. Не спешите утешать ребёнка - возможно, он и не собирался страдать. Лучше акцентировать внимание на том, что во время игры, соревнования, конкурса всем было интересно и весело.
- Не делайте вид, будто ничего не произошло. Если после поражения ребёнка никак на это не отреагировать, он может подумать, что произошло что-то настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить.
- Подождите, пока пройдет первое разочарование ребёнка из-за поражения. После этого предложите обсудить, что на этот раз ему не удалось. Также можно проанализировать приемы, которые применяли победители.
- Учите ребёнка уважать чувства других. Обязательно похвалите его, если он преуспел и отличился. Однако обратите его внимание на ребят, которые проиграли и поэтому расстроились. Объясните, что не стоит перед ними гордиться своей победой, лучше подбодрить их.