Марина Кочергина
Консультация для родителей в детском саду «Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте
Ранний период жизни ребенка чрезвычайно важен во всех отношениях.
Педагоги и психологи считают ранний возраст не только благоприятным для развития основных способностей и черт характера ребенка, но и существенным в формировании будущего читателя. Как правило, художественное слово сопутствует ребенку уже с первых месяцев его жизни. В семье, в детском учреждении ему напевают колыбельные песенки, что действует на малыша успокаивающе. Колыбельные - неизменные спутники первых лет жизни ребенка. Во время игры взрослые разговаривают с ним, включая в свою речь образные выражения прибауток, потешек, стихов. Ребенок, удовлетворяя свою потребность в движении, подпрыгивает, сидя на коленях у взрослого, который при этом ритмично приговаривает строчки народной потешки «Скок-поскок…». Внимательные родители и воспитатели никогда не будут заниматься с ребенком молча, а разговаривают с ним, часто используя при этом образы сказок, детские стихи, песенки. Вначале ребенок не понимает, да и не может понять произносимых взрослым слов. Однако это не исключает их воспитательной значимости. Не понимая еще значения того, что ему читают, ребенок различает интонации, сочетания звуков, чувствует ритм. А, по мнению исследователей, ритм облегчает жизнь, делает ее упорядоченной. Положительная эмоциональная отзывчивость детей на ритм, рифму, интонацию позволяет сделать вывод, что художественное слово воздействует на них уже в раннем возрасте. Эту отзывчивость необходимо поощрять. Ведь если у ребенка ежедневно будут на слуху песенки, потешки, прибаутки, он начнет их запоминать, проговартвать сначала отдельные слова, стоящие в конце строки, потом весь текст. Таким образом, речь малыша станет богаче, образнее, ярче. Если в группе звучит образная речь, то даже у самых маленьких она находит отклик. Например, кошечку малыш может ласково назвать «котенька-коток», прилетевшую птичку сороку – «сорокой-белобокой», на воробья малыш может сказать – «птичка-невеличка» и т. д. Читая стихи, песенки, потешки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает их подражать звукосочетаниям и словам текста.
Публикация «Консультация для родителей в детском саду „Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте“» размещена в разделах
Таким образом, малые формы фольклора созданы мудрой народной педагогикой не только для того, чтобы позабавить малышей, но и развивать речь детей. Поэтому опытные педагоги советуют разнообразно использовать народную поэзию во всей воспитательной работе с детьми в дошкольном учреждении и дома.
В раннем приобщении ребенка к книге, к художественному слову, важно чтобы семья, воспитатели и библиотека были единомышленниками и партнерами. Именно это ключ к успеху.