Приложение МААМ

Консультация для родителей «Весёлые игры со звуками»

Елена Семёнова
Консультация для родителей «Весёлые игры со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей подготовил учитель-логопед: Семёнова Е. В.

«Весёлые игры со звуками»

Уважаемые родители!

У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности при овладении навыком фонематического (звукового) анализа и синтеза слов.

Сначала определим, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза.

Публикация «Консультация для родителей „Весёлые игры со звуками“» размещена в разделах

Анализ - это процесс мысленного разделения целого предмета на части, а также установления связей и отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, выявленных в процессе анализа.

Основная трудность, которую испытывают дети при разделении слова на составные элементы - фонемы (звуки, заключается в неумении слышать гласные звуки и отделять гласные звуки от согласных.

Предлагаем Вашему вниманию игры и рекомендации, которые помогут развить у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки речи) и умение анализировать и синтезировать слова.

"Скажи как я". Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять конкретный звук при произнесении слова.

"Найди место звука в слове". Чтобы ребёнку было интересно, сделайте из цветной бумаги дорогу, разделите её на три части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы вместе будете передвигать по дороге. Определитесь, место какого звука и в каком слове Вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссок, носсс, миссска). Если звук слышится в начале слова, то игрушка оказывается в начале дороги. Если звук слышится в середине (конце) - игрушка передвигается до середины (конца) дороги и останавливается там.

"Назови первый (последний) звук в слове". Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый (последний) звук в слове.

"Назови слово на заданный звук". Игра также проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

Предположим, что ребёнок научился определять, какой звук Вы подчёркивали, произнося слово; сам может сказать слово, выделив в нём любой звук, назвать слова на заданный звук, определить место звука в слове. Но это ещё не значит, что он научился звуковому анализу. При проведении такого анализа нужно назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. То есть, если Вы спрашиваете ребёнка, из каких звуков состоит слово "кот", а он отвечает Вам: "В слове "кот" есть звук "о", звук "к" и звук "т", - это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет ещё провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ является основой грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если Ваш ребёнок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Для того, чтобы ребёнок мог анализировать какое-либо явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове "дом" три звука - нарисуем три клеточки. Предложим ребёнку картинку, на которой нарисован дом, чтобы было ясно, какое слово будем разбирать, а под домом схема этого слова: наш малыш уже знает, что слова состоят из звуков. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давай найдём эти звуки и назовём их по порядку. Скажи слово "дом" так, чтобы в нём был слышен первый звук. " - "Д-д-дом", - старательно произносит ребёнок. "Какой в этом слове первый звук?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?" - "Д". В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите мозаику и выберите из неё белые или жёлтые элементы. Не трогайте красные, синие и зелёные - они ещё понадобятся.

Итак, перед ребёнком схема звукового состава слова "дом". Первая клеточка уже закрыта - найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. "Давай теперь произнесём слово "дом" так, чтобы услышать в нём второй звук; первый, "д", - мы уже знаем. Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним: "до-о-ом".

Здесь нам поможет схема звукового состава слова : нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой - указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а Вы вместе с ребё нком долго тянете: "до-о-ом". "Какой же второй звук в этом слове?" - "О". - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой". Ребёнок берёт точно такую же, как первая, фишку и ставит её на вторую клеточку. "Видишь, - продолжаете Вы, - мы уже знаем два звука в слове "дом". Давай найдём последний звук в этом слове. Скажи слово "дом" так, чтобы был слышен последний звук".

И снова Вы ведё те указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "до-м-м-м". "Какой последний звук в слове "дом-м-м"?" - "М", - отвечает ребёнок и ставит на схему последнюю, третью фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребёнок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет пропускать звуки.

Вот и проведён первый звуковой анализ слова. Занимаясь с ребёнком, нужно всё время помнить: мы учим его звуковому анализу слова, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому звуки следует называть так, как они слышатся в слове!

В подготовительной группе детского сада ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ слова, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. Эти звуки можно пропеть. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки - звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: губы, зубы, язык и нёбо. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Согласные твёрдые звуки, например, звук "н", мы обозначаем синим цветом, а согласные мягкие звуки, например, звук "нь", - зелёным.

Чтобы ребёнку было интересно, включайте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к совместной игровой деятельности, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять, используя не только карточки и фишки, но и при помощи пуговиц, игрушек соответствующих цветов. Можно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить её жетонами. Работа с разноцветными элементами мозаики, фишками, жетонами, пуговицами развивает мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие и внимание.

Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте вместе с ребёнком звуковой анализ слова. Например, слова "мак".

"М-м-мак" (подчёркнуто артикулируется звук "м") - скажи как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Почему? Этот согласный звук твёрдый или мягкий? Возьми жетон, который обозначает согласный твёрдый звук "м" и положи его под картинкой.

"Ма-а-ак" - скажи как я. Какой звук ты слышишь после звука "м"? Какой это звук? Почему? Возьми жетон, который обозначает гласный звук "а", и положи его также под картинкой справа от первого жетона.

"Мак-к-к" - скажи как я. Какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Почему? Возьми жетон, который обозначает согласный звук "к" и снова положи его под картинкой после жетона, обозначающего звук "а".

Назови все звуки в слове "мак" по порядку. Какой первый звук в слове "мак"? А какой в этом слове последний звук? Где находится звук "а" : в начале, в конце или в середине слова? Назови гласный звук в слове. Назови согласные звуки в слове. Какие они: твёрдые или мягкие? Сколько всего звуков в слове "мак"?

При звуковом анализе получается красочная схема.

Теперь Вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые.

Чтобы развивать звуковой синтез, играйте с ребёнком в игру "Угадай слово". Вы называете отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово, например, "к", "о", "т" - "кот".

Успехов Вам и Вашим детям!

Публикации по теме:

Дидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольниковДидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольников Возраст: 5-7 лет. Дидактическая игра «Как зовут ребят?» Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в словах и составлять из них.

Информационно-ознакомительная консультация для родителей «Игры родителей с детьми раннего возраста по теме «Рыбки» Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном.

Консультация для родителей «Игры для ожидания» Наши дети – большие непоседы. Их трудно удержать на месте, потому что они находятся в постоянном движении. Конечно, есть малыши спокойные,.

Консультация для родителей «Игры в песочнице»Консультация для родителей «Игры в песочнице» Цель: создание условий для развития тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики. Посредством игр с песком решаются такие общие.

Консультация для родителей «Мир игры»Консультация для родителей «Мир игры» В педагогическом процессе игра имеет особое значение. Мир игры доступен детям, в игре любой замысел может быть исполнен. К. Д. Ушинский.

Консультация для родителей «Развивающая настольная игра домино «Весёлые кляксы»Консультация для родителей «Развивающая настольная игра домино «Весёлые кляксы» Игра в домино расширяет кругозор ребёнка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Консультация для родителей «Устройте детям весёлые зимние каникулы» Консультация для родителей «Устройте детям весёлые зимние каникулы». Как организовать выходные, если вы никуда не уезжаете? Чем занять ребенка,.

Консультация для воспитателей «Рисуем» картину звуками»Консультация для воспитателей «Рисуем» картину звуками» Дети – прирождённые художники, так утверждают учёные. В своих рисунках они увлечённо отображают своё восприятие мира. Необходимо расширять.

Консультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возраста Известно, что все дети рождаются с абсолютным слухом. Постепенно, если ребенок не слушает музыку, никак не тренирует свой слух, эта способность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Весёлые игры со звуками»
Опубликовано: 15 июня 2022 в 04:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Весёлые игры со звуками»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семёнова (УИ 465259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД