Валентина Емельянова
Консультация для родителей «Вежливость»
▼ Скачать + Заказать документы
Вежливость — еще одно ошибочно трактуемое качество. Как под сдержанностью иногда понимают слабость, так и вежливость, в противоположность грубости и хамству, иногда принимается за проявление беспомощности и неуверенности в себе.
Публикация «Консультация для родителей „Вежливость“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Вежливость воспитывается в семье всей своей атмосферой, и воспитывается вежливость с самого раннего возраста. Если это качество не заложить с раннего детства, то как бы ни воспитывали его впоследствии, внутренне малыш останется грубым человеком, а это сулит в будущем отрицательное к нему отношение.
Слова «спасибо — пожалуйста» усваиваются детьми, едва они научатся говорить. Но дело не только и не столько в словах. Как и во многих вопросах воспитания, родителям надо прежде всего начинать с себя. Даже новорожденный ребенок реагирует на ссоры взрослых. В той семье, где отношения между взрослыми гармоничны и доброжелательны, сам ребенок естественно воспринимает вежливость как норму поведения. На третьем году жизни великий имитатор-ребенок подражает взрослым уже сознательно.
Когда дети видят уважительное отношение своих родителей к бабушке и дедушке, у них вырабатывается чувство дистанции и по отношению к своим родителям. Что ни в коем случае не препятствует единению в семье — совместным праздникам, походам, играм.
Вежливость, воспитанная с раннего детства, это не просто набор правил, это не есть некий труд, а часть мировоззрения, видения мира и отношения к нему. Жизнь в семье, где ценится хорошее воспитание, наполняется множеством мелких приятных ритуалов, которые украшают семейную жизнь, радостное приветствие друг другу утром, совместное пребывание за столом, прощание на ночь и т. д.
Что же такое вежливость, этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).
Вежливость - способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.
Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть словесные и не словесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать взрослые. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем детям в течение дня.
Вспоминаем!
Утром:
«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»
За завтраком, обедом, ужином:
«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
Во время общения:
«Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа:
«Как спалось?», «Как твое здоровье?»
Вечером:
«Добрый вечер», «До свидания», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
При воспитании вежливости предпочтение часто отдается таким методам как разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самим действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета является личный пример взрослых.