Надежда Евгеньевна Цыликова
Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние загадок на развитие речи у детей»
Загадка – это одна из малых форм устного народного творчества, народная мудрость, мудрость времени, в которой в предельно сжатой, образной форме даются яркие, наиболее характерные признаки предметов или явлений.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние загадок на развитие речи у детей“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Отгадывание и придумывание загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи детей.
Загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой, а также грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке мышление, догадливость, сообразительность. Загадка указывает на особые предмету признаки и свойства, которые присущи только ему. Она основана на сходстве и различии между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формированию умения самостоятельно делать выводы.
Отличным приемом дидактического воздействия на детей являются загадки. Они помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой
словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос,
т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет
речь в загадке, скрыт, и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.
Наиболее важны из них:
•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
•стимуляция умственной активности;
•развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
•развитие сенсорной сферы.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой
для решения, загадки можно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
•загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления
(величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
•загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание этих загадок основано на элементарном анализе (выделении
признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное
количество признаков позволяет производить умственные операции и решать логические задачи.
Второй уровень сложности загадок включает :
•загадки, в которых кратко дается характеристика предмета, по одному, или двум признакам нужно создать целостный образ предмета;
•загадки, основанные на отрицании, сопоставлении, сравнении предметов или явлений.
Для решения подобной логической задачи, ребенок должен быть знаком с
указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по
ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно
при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки.
Дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях, которые на первый взгляд далеки друг от друга.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное
отгадывание загадок, являются: 1- предварительное ознакомление детей с
предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; 2-продумывание
педагогом способа использования загадок, характер и манера их
преподнесения; 3-уровень развития речи детей; 4-учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их
небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми
ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное
воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты
питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и
свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается,
повадки и т. д.). Младшим дошкольникам предлагаются рифмованные
загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
А вот придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. Сначала дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки, но затем загадки придумывают дети с большим желанием.
В работе с загадками главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процесс поиска отгадки.
Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого
Воображения и образного мышления.
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и
подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их
загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать
предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и
зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольников является основой при
отгадывании загадок, а предварительное ознакомление детей с предметами
и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием,
обеспечивающим правильное отгадывание загадки.
Загадка-это кладезь вопросов и ответов, наблюдательности и внимательности, возможность стать мудрее.