Елена Кулигина
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей 3–4 лет»
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание самостоятельности у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
«Что же они умеют выполнять самостоятельно?»
• Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
• Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать.
• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
• Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
• Пользоваться ложкой, салфеткой.
• Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
Для того чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще научатся. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.
Рекомендаций для родителей по воспитанию самостоятельности у детей 3–4 лет :
• Не выполнять за ребёнка то, что он может сделать сам. Если ребёнок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то нужно дать ему возможность делать это самостоятельно.
• Помогать ребёнку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребёнка, когда он чем-то занят, если он не просит об этом.
• Поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребёнок часто повторяет «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (в рамках разумного, стимулировать его попытки самостоятельных действий.
• Если у ребёнка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно всё получится.
• Просить совета у ребёнка. Даже маленький ребёнок сможет подсказать, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям.
• Позволять ребёнку помогать по дому. Например, если у него будет своя обязанность, например, уборка собственной комнаты, поливка цветов.
• Формировать у ребёнка умение найти самому себе занятие. Если взрослые не могут в данный момент поиграть с малышом, он сам должен отвлечь себя делом.
Также важно постоянно хвалить малыша, ободрять его и ставить в пример, если он старается что-то делать сам.
Успехов Вам в воспитание самостоятельности и сотрудничества в работе с детьми!