Надежда Веремьева
Консультация для родителей второй младшей группы «Роль мелкой моторики рук в развитии речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей второй младшей группы
«Роль мелкой моторики рук в развитии речи ребенка»
Актуальность:
Публикация «Консультация для родителей второй младшей группы „Роль мелкой моторики рук в развитии речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.
Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Цель: формирование у родителей представления о взаимосвязи развитие мелкой моторики рук и речи детей.
Задачи:
- создать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
- определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
- расширить и систематизировать практическую деятельность по данному направлению.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, а сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из 5 чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире» Сухомлинский В. А.
Значение мелкой моторики рук очень велико. Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорна.
Упражнения на развитие мелкой моторики дома
«Рисунки на манки»
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манную крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, и т. д.)
«Цветные пуговички»
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
«Пальчики шагают»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
Задание можно проделать двумя руками одновременно.
«Переборка круп»
Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
Предметы которые помогут в развитии мелкой моторики:
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МОЗАИК;
РАЗНООБРАЗНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ (ЖЕЛЕЗНЫЕ, ДЕРЕВЯННЫЕ, ПЛАСТМАССОВЫЕ);
ПОРИСТЫЕ ГУБКИ, РЕЗИНОВЫЕ МЯЧИ С ШЕРШАВОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ;
ЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ НИТОК ДЛЯ ПЕРЕМАТЫВАНИЯ;
СЕМЕНА, КРУПА;
НАБОР ВЕРЕВОЧЕР РАЗЛИЧНОЙ ТОЛЩИНЫ ДЛЯ ЗАВЯЗЫВАНИЯ И РАЗВЯЗЫВАНИЯ УЗЛОВ;
ПАЛОЧКИ (ДЕРЕВЯННЫЕ, ПЛАСТМАССОВЫЕ) ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ УЗОРОВ ПО ОБРАЗЦУ;
БУСЫ, БИСЕР, ПУГОВИЦЫ, ПЛАСТИЛИН;
БУМАГА ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ, СКЛАДЫВАНИЯ;
РАЗНООБРАЗНЫЙ ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ;
РУЧКИ, ФЛОМАСТЕРЫ, КАРАНДАШИ.