Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка»

Светлана Сизенкова
Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка»

Доброго всем настроения, уважаемые коллеги!

Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, предлагаю вам материал консультации для родителей по данной теме.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор.

В атмосфере же холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.

Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.

Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания.

Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах, то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка.

Нередко сами взрослые провоцируют ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться.

Наиболее болезненными для ребенка в семье являются следующие ситуации:

- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

- когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания.

Чтобы ваш ребенок был эмоционально благополучен, постарайтесь придерживаться следующих принципов:

• Безусловно принимайте ребенка – значит, любите его не за то, что он умный, красивый, способный и т. д., а просто за то, что он есть. Старайтесь употреблять такие выражения:

- «Ты самый любимый»;

- «Я тебя люблю любого»;

- «Какое счастье, что ты у нас есть».

• Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация несут ребенку сообщение о его самооценке. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами:

-«Я радуюсь твоим успехам».

-«Ты очень многое можешь».

• Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему:

- «Я вижу, что тебя что-то беспокоит»;

- «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».

• Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа

- «Терпеть не могу»;

- «Ты мне надоел».

• Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

• Не отождествляйте поступок и ребенка. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

• Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

• Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

• Используйте в повседневном общении приветливые фразы:

- «Мне хорошо с тобой»;

- «Я рада тебя видеть»;

- «Давай посидим (поделаем, посмотрим) вместе»;

- «Ты, конечно, справишься»;

- «Мне нравится, как ты…»

• Обнимайте своего ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

Барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

Барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребностей);

Барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

Барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был эмоционально отзывчив, придерживайтесь этих рекомендаций:

- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг.

- Развивайте словарный запас ребенка. Необходимо, объясняя что-то малышу, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «огорчен» и т. п.

- Обращайте внимание на собственные чувства и называйте их.

- Учите сопереживать героям сказок, мультфильмов.

- Не лишайте ребенка права на так называемые негативные эмоции (гнев, страх, обида). Просто обучайте его конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого состояния.

Предлагайте малышу различные способы, помогающие ему взять себя в руки:

- покричать в «стаканчик» криков;

- побить подушку;

- почитать любимую книжку;

- спеть песенку;

- простучать обиду или злость на барабане;

- нарисовать свой страх, потом разорвать рисунок на мелкие кусочки и выкинуть в мусорное ведро.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Надеюсь, данный материал вам пригодится.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет Цели: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Консультация для родителей «Роль игрушки в развитии ребенка» В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием.

Консультация для родителей «Роль игры в развитии ребенка» Дети любят играть. Вы это знаете и поощряете детские игры, покупаете игрушки. Но задумываетесь ли вы при этом, о том, каково значение детских.

Консультация для родителей «Роль семьи в музыкальном развитии ребенка» Роль семьи в музыкальном развитии ребенка Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 1 г. Армавир Паветко Н. А. Музыкальное воспитание.

Консультация для родителей «Роль вечерних сказок в развитии чувств ребенка» Роль вечерних сказок в развитии чувств ребенка. Читать ребенку не просто полезно, а и необходимо, ведь именно чтение считается основой развития.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.

Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей.

Консультация «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста» В семье растет одаренный ребенок. Но иногда от родителей можно услышать: «Я не хочу, чтобы он был гением. Пусть будет нормальным, счастливым,.

Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое,психическое,и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Навык правильной речи,так же как и все другие.

Роль творческой игры в эмоциональном развитии дошкольников РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Савинкина Е. П. МБДОУ «ДСКВ№120» г. Братск Одной из самых серьезных социальных проблем,.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 16:08
+158Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 99.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Как ладушки птиц мастерили»
Доброго времени суток, мои друзья, гости, и все, кому интересно кукольное творчество! В своей предыдущей публикации я рассказывала о том, что мы начали...
Фотоотчет с открытого физкультурного занятия в рамках Дня открытых дверей в нашем ДОУ
Внимание, родители! Вы в садик не хотите ли Придти весенним днем? Сегодня, мы Вас всех ждем! День открытых дверей в детском саду - является одной...
Экспериментирование с предметами из разных материалов. «Тонет — не тонет»
Что такое есть В О Д А? Ты не знаешь? Не беда! А ответ совсем простой: Познакомимся с водой! В конце февраля, мы с детьми проводили исследовательскую...
Фотоотчет интегрированного занятия «В гостях у сказки» подготовительная группа
Дети нашей группы очень любят сказки и мы решили вспомнить их, отправившись в путешествие в страну сказок. В начале была игра-разминка "Назови героя". Дети...
Стенгазета «Моя мама лучше всех»
Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Не секрет, что многие родители...