Пономаренко Елена Евгеньевна
Консультация для родителей «Экскурсии и наблюдения — основа для игр с математическим содержанием»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Экскурсии и наблюдения – основа для игр с математическим содержанием.
Для формирования реальных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное знание имеет опыт детей, который они получают во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. В ходе экскурсий или наблюдений дошкольники знакомятся:
Публикация «Консультация для родителей „Экскурсии и наблюдения — основа для игр с математическим содержанием“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
- с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов)
- с количественными свойствами отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада (детского дома, Центра развития и т. п.) и за его территорией, то есть в окружающем ребенка мире;
- с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т. п.
Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. По одной теме можно провести несколько экскурсий. Количество их определяется необходимостью расширения и обогащения элементарного математического опыта детей. В зависимости от целей и задач математического обучения, экскурсии можно проводить до начала занятий по ознакомлению детей с каким-либо математическими свойствами и отношениями, существующими в реальном природном или социальном мире, а также по мере освоения математического материала. Мы рекомендуем включать в экскурсионные группы четыре- пять человека (иногда одного-двух детей). В этом случае педагог может более тесно взаимодействовать с детьми и тем самым активизировать их познавательную деятельность.
На экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации : покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т. п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток.
Эффективность экскурсии или наблюдений оценивается в соответствии с целым рядом факторов.
Во-первых, каждая экскурсия должна иметь понятную и близкую ребенку цель: «Пойдем на улицу, чтобы посмотреть на стайку воробьев, покормить их, сосчитать, сколько воробьев слетится к тому месту, где мы буем их кормить», «Пойдем к церкви и послушаем, как колокол будет отбивать время. Мы с тобой сосчитаем удары и посмотрим, на какой цифре в это время остановится большая стрелка часов», и т. п.
Во-вторых, во время экскурсии дети должны иметь возможность участвовать в реальной деятельности (покупают игрушки в магазине, отправляют поздравительные открытки на почте и считают количество отправленных открыток и т. п). Благодаря этому действия, выполняемые детьми, входят в их жизненный опыт, и им становится проще воспроизвести их на занятиях по математическому развитию.
В-третьих, наблюдая за деятельностью людей, за различными объектами, дети должны иметь возможность четко видеть все выполняемые действия и одновременно наблюдать сравниваемые объекты. Этому способствует активное взаимодействие со взрослыми, которые обращает внимание детей на те математические свойства и отношения между объектами и людьми, которые являются предметом наблюдения, четко фиксируя их в речь и стремясь получить от детей полные или краткие ответы на вопросы. Главное, чтобы они соответствовали логике ситуации и свидетельствовали о том, что ребенок понимает смысл происходящего.
В-четвертых, экскурсии должны проходить на высоком эмоциональном фоне. Педагог сосредоточивает внимание детей на значимых для достижения целей экскурсии ситуациях, эмоционально привлекая детей к объектам или явлениям, избранным для наблюдения. В ходе экскурсии у детей формируется положительный настрой, составляющий благоприятный фон для восприятия ими информации с математическим содержанием. Это необходимо для того, чтобы все увиденное и услышанное ребенком легче и прочнее запомнилось, чтобы у него возникло желание воспроизвести все это на последующих занятиях, в процессе игр с математическим содержанием (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических, театрализованных и др.).
В структуре экскурсии, как и любого занятия, можно условно выделить вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть предшествующей экскурсии. Педагог ставит перед детьми значимую цель, выделяя ее математическое содержание : посетить магазин и купить конфеты; развесить на три дерева четыре самодельных кормушки и покормить птичек; измерить длину дорожки шагами от ворот до дверей детского сада, от подъезда дома до игровой площадки; сосчитать этажи и сравнить по высоте соседние с детским садом дома и т. п.
Педагог рассказывает детям о правилах поведения во время экскурсии, о взаимоотношениях друг с другом по пути к месту назначения и обратно в детский сад, отношению к встречающимся людям, животным, птицам и т. п. Таким образом, он решает воспитательные задачи.
Основная часть экскурсии включает путешествие к месту ее проведения, наблюдение за деятельностью и взаимоотношениями людей той профессии, которую дети будут отражать в последующей сюжетно-дидактической игре, практические действия детей, наблюдения за транспортными средствами, измерительными приборами, природой и т. п.
Во время путешествия к месту экскурсии внимание детей обращается на то, что они не просто гуляют, а идут что-то смотреть и делать. По пути постоянно поддерживается естественное общение детей и сопровождающих их взрослых.
Оно носит индивидуальный характер и зависит от особенностей речевого развития детей, их внимания, памяти и т. п. Взрослые помогают детям в общении друг с другом, в обмене впечатлениями. Помните, дорогие взрослые, молчание детей во время путешествия не есть золото! Пусть дети говорят, общаются друг с другом, используют указательные жесты, если это требуется для привлечения вашего внимания и внимания других детей. Конечно, общение детей необходимо регулировать, а это можно делать, демонстрируя образцы правильного поведения, поощряя вежливость и коммуникативную культуру.
По прибытии на место надо дать детям возможность осмотреться, обменяться впечатлениями. Общению детей уделяется особое внимание, воспитатель помогают поддержать его, обращаясь к каждому ребенку с побудительной просьбой, вопросом, привлекая внимание репликами. Указательными жестами и т. п.
На месте экскурсии с детьми проводится беседа, в которую включается рассказ о тех математических свойствах и отношениях, с которыми они познакомятся в реальных условиях. Рассказ воспитателя должен быть лаконичным, при необходимости сопровождаться показом различных действий или указательными жестами. Например, если цель экскурсии научить детей определять адрес (номер дома, название улицы, то следует сообщить им, что номером домов обозначаются цифрами, а название улицы пишется буквами. Даже если дети еще не умеют читать, они могут научиться различать соответствующие знаки: цифры и буквы.
По окончании беседы, если существует такая возможность, дети вместе со взрослыми выполняют практические действия: покупают различные игрушки, продукты, наблюдают за количественными отношениями, которые существуют в процессе покупки-продажи какого-либо товара; отправляются открытки, письма, решения при этом простейшие арифметические задачи, считают количество купленных открыток, количество отправленных писем; играют в подвижную игру (если они наблюдают за спортивными играми школьников и экскурсия проводится на спортивную площадку).
На обратном пути воспитатель беседует с детьми об экскурсии. Дети вспоминают о том, что они делали, как общались с окружающими, что узнали нового о тех или иных явлениях, объектах, их свойствах и отношениях.
Заключительная часть экскурсии состоит из двух этапов: 1) подведение итогов экскурсии сразу же по возвращении домой или в дошкольное учреждение; 2) «воспоминания» об экскурсии по прошествии некоторого времени: вечером, на следующий день или через несколько дней на занятиях, в процессе подготовки к играм с использованием полифункциональных игровых модулей и т. п.
Вернувшись с экскурсии, воспитатель организует общение детей по поводу увиденного, обмен впечатлениями. Для этого можно использовать, например, прием «комментированного рисования». Взрослый рисует вместе с детьми, задавая вопросы, подчас провокационные (нелепые, шуточные и т. п., выслушивает рассказы детей о том, что надо нарисовать, рисует сам и просит детей помочь ему, комментируя содержание рисунка. Через определенное время (день-два) дети самостоятельно выполняют рисунки на эту же тему, а затем сравнивают их с предыдущим коллективным рисунком, поясняя, что и почему у каждого изображено, чем различаются рисунки.
При проведении некоторых экскурсий можно использовать фотографирование, видеозапись, аудиозапись. Если экскурсии сопровождаются фотосъемкой, то беседа с детьми проводится с опорой на содержание фотографий. По просьбе взрослого дети раскладывают фотографии в логической последовательности (начало, середина, окончание экскурсии). Фотографии используются на последующих занятиях, а также в совместных беседах родителей, педагогов и детей.
Современный уровень развития технических средств позволяют использовать на экскурсиях видеосъемки. Дети просматривают видеоматериалы, а взрослые (воспитатель, учитель-логопед, психолог и другие специалисты, работающие с детьми) организуют беседу. Методика просмотра видеофильма об экскурсии учитывает индивидуальные особенности дошкольников: возраст, уровень интеллектуального и речевого развития. Например, детям младшего возраста, а также детям с тяжелыми нарушениями речи предлагается не только смотреть и комментировать видеофильм, но и показывать (приближаясь к экрану) то, о чем спрашивает воспитатель, на что он обращает внимание детей. При необходимости дети могут изобразить, повторить свои действия, проиграть ту или иную ситуацию экскурсии (игра с элементами театрализованной игры). Игра моделируется в помещении, если это было возможно, проигрывается детьми. В процессе таких просмотров можно использовать «стоп-кадр», повтор каких-то эпизодов видеофильма.