Татьяна Сорокина
Консультация для родителей «Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.
Публикация «Консультация для родителей „Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя. Педагог, имеет дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: истины, добра, красоты. Мы, педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей взрослого человека.
Современная педагогическая культура во многом утратила традиционный духовный характер, стала секулярной и даже атеистической. Известно, что основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
В нашем дошкольном учреждении наряду с традиционными средствами воспитания и обучения широко используются богатства духовно-нравственного подхода, но без введения религиозного образования детей как такового.
Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дошкольном учреждение на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции научно-методических материалов.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие: формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро и д. р.); обогащение социального опыта; побуждение ребенка к положительным поступкам; воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям желание поступать в соответствии с ними; формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми и д. р.) формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как родителей, так и детей к пониманию главных святынь и духовных ценностей России, подвигов героев своей земли. Россия родина для большинства. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Однако национальная гордость не должна вырождаться в самомнение и самодовольство. Именно поэтому коллектив нашего детского сада начинает прививать духовный творческий патриотизм с раннего детства. Уже в младших группах дети приобщаются к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке – забаве и д. р., мы знакомим детей с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в программе, по которой работает наш детский сад («От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) присутствуют задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по знакомству по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Мы воспитываем первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, эстетическое отношение к природе, природным богатствам Родины, уважение к другим народам.
При ознакомлении ребят с правилами поведения среди людей и в природе мы строим обсуждение так, чтобы дети могли сформулировать правила сами. Когда это удается, нормы поведения для них становятся более понятными, и они стараются следовать им. Детям старшего дошкольного возраста воспитатели дают практические задания: сделать рисунки к правилам поведения, помочь воспитателю в изготовлении кормушки для птиц, полить цветы, подклеить книгу; назначает дежурных в различных режимных моментах.
Одним из средств реализации духовно-нравственных ценностей являются так же используемые нами учебно-наглядных пособий, таких, как «Ласковое солнышко»; «Копилка добрых дел»; «Уголок настроения». Они используются в целях развития у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, стремление радоваться успехам другого; научить оценке и самооценке поведения; сформировать положительное отношение к взрослым; воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых; научить подбирать слова, определяющие состояние и настроение другого человека.
Один раз в неделю в группе проводиться обсуждение событий произошедших в группе за неделю. Посмотрев менявшееся настроение «мордашек», в «Уголке настроения», дети анализируют различные нравственные ситуации, делятся переживаниями, рассказывают о негативных поступках, подсказывают, друг другу как надо было поступить в той или иной ситуацию. «Копилка добрых дел» - яркие коробочки с фотографиями детей, в которых дети складывают заработанные за каждое доброе дело, за хороший поступок и т. д. «клубнички» (можно любые мелкие предметы; желательно придумать, и изготовить их совместно с детьми).
В настоящее время мы продолжаем накапливать материал по духовно-нравственному воспитанию детей и применять его в своей практической деятельности. Надеемся, что мы сможем содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Литература:
1. Натарова В. И., Карпухина Н. И. Возрождение национальной культуры у дошкольников. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 197с.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : «Аркти», 2002. – 69с.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург: «Детство- Пресс», 2002. – 296с.
4. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. М. : «Аркти», 2003. – 79с.
5. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание. М. : ТЦ «Сфера», 2004. 95 стр.