Папки-передвижки

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

ольга
Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Публикация «Консультация для родителей „Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников“» размещена в разделах

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

МБДОУ «ДСКВ №61» воспитатель Моринова Е. Н.

«Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Когда ребенок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действия вместе со взрослыми или как взрослые. Собственно говоря, это и есть пролог и главный мотив сюжетно-ролевой игры, основными элементами которой являются игровой замысел, сюжет, игровые действия и роли.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают текачества, которые необходимы в будущей жизни.

Одной из программных задач организации жизни детей трех-четырех лет является формирование умения «играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно играть вместе», то есть развитие навыков совместной игры.

Характерные игры для каждого возраста определены в «Программе и методических рекомендациях воспитания детей в дошкольном учреждении».

На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой, от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности. Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателя ми стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение те матики игр, углубление их содержания); использование игры в це лях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не на рушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игро вой деятельности.

В основе работы по руководству играми детей четвертого года жизни остается идея «обучения игре». Но «обучение игре» должно идти так, чтобы в ней одновременно шло накопление знаний и положительных отношений детей к окружающей действительности, обогащение содержания самостоятельной деятельности и формирование детских взаимоотношений более высокого уровня. При таком подходе главное внимание в педагогическом процессе уделяется, прежде всего, обеспечению связей между обучением и игрой.

Воспитатель, осуществляя выполнение программного материала по ознакомлению с окружающим, создает благоприятные условия для отражения этих связей в самостоятельной игровой деятельности.

В группах детей четвертого года жизни продолжается развитие сюжетно-ролевых игр, которые уже определились у детей к концу третьего года жизни. Это игры в «семью», «строителей», «шоферов», «врача», «детский сад». Наряду с этим знания детей

четвертого года жизни об окружающей действительности дают возможность развивать новые сюжеты, например в «магазин», «моряков».

Из перечисленных выше игр наиболее близкой детям темой является игра в «семью». Дети четвертого года жизни, как мальчики, так и девочки постоянно проявляют интерес к этим играм. Они любят переодевать, укладывать кукол в постель, кормить, катать их в коляске, носить на руках. Особенно детям нравится готовить куклам обеды. Они с удовольствием что-то помешивают в кастрюле, наливают в тарелки, чашки, кормят ложечкой своих «деток».

Воспитатели комплектуют игровой уголок соответствующими игрушками. Постепенно, по мере обогащения детей знаниями, вносятся новые игрушки, изготавливаются атрибуты. Воспитатель должен стремиться сделать каждый день для ребенка радостным. А радость эта у малышей связана с появлением и обыгрыванием новых игрушек.

Особенно важное место среди всех игрушек занимает кукла. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет» : действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно, все время, поучая куклу. Это, в свою очередь, обучает и его самого. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки). Педагог может предложить детям сюжет для игры : покормить куклу, уложить ее в постель.

Воспитатель помогает детям распределять роли, подсказывает ход игры, последовательность игровых действий. Все это повышает уровень игры. Когда воспитатель принимает непосредственное участие в детских играх, у него есть возможность общаться с каждым ребенком в отдельности, применять тот прием, который больше соответствует уровню его развития и индивидуальным особенностям.

Играми с машинами увлекается большинство детей четвертого года жизни. Однако уровень содержания этих игр не обеспечивает дальнейшее развитие детей. Игры с машинами возникают по несколько раз в день. Как правило, это бывают индивидуальные игры, а совместные отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Дети катают машины, иногда перевозят в них что-то, ремонтируют их. Строят чаще всего гаражи для индивидуальных машин. В играх избирают только одну роль — шофера.

Совершенно очевидно, что работу следует начинать с обогащения детского опыта, расширения кругозора, развития игровых интересов, формирования нравственных чувств и навыков самостоятельной деятельности.

Педагогическое руководство данной игрой можно начать с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей обращается на разнообразие машин, на то, что перевозят машины, и т. д. После прогулки в беседе с детьми воспитатель может задать им следующие вопросы: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?

Однако знаний, полученных на прогулках и экскурсиях, совершенно недостаточно для развития интересных и длительных игр. С этой целью в утренние и вечерние часы воспитатель может пополнить знания детей, читая им художественную литературу, организуя занятия по конструированию из строительного материала (гараж для машин, грузовой автомобиль) с последующим обыгрыванием построек.

По такому же принципу осуществляется развитие других характерных игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин». Родителям детей можно предложить изготовить необходимую атрибутику для этих игр. Например, сшить белый халатик для «врача»,

сделать фотоальбом с прическами для «парикмахерской», из соленого теста предложить изготовить кондитерские изделия для «магазина» и т. д. Все это можно сделать вместе с детьми. Детям доставляет большое удовольствие совместная деятельность со взрослыми.

Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Правильная организация предметно-игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

И, наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету.

Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приё мов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

Списокиспользованныхисточников

Менджритская Д. В. Воспитателю о детской игре - М. : Просвещение, 1982. - 210 с.

Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко. - М. : Просвещение, 1978. - 321 с.

Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология - М. : Просвещение, 1988. - 336 с.

Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новосёловой. - М. :Просвещение, 1989. 284 с.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1986. 109 с.

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М. : Просвещение, 1984. - 78 с.

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 – 87

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 – 85

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 – 87

Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольноевоспитание. 2002. - №4. - С. 70

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-с. 67

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детейРоль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 12:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД