Наталия Байкалова
Консультация для родителей Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечение родителей к формированию у детей знаний по истории и культуре родного города – Снежинска.
Консультация сопровождается фотовыставкой города Снежинска.
1. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. К сожалению, из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стати изучаться вопросы основ гражданственности (Е. А. Казаева) краеведения, как средство патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы (Советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К. Д. Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания.
Публикация «Консультация для родителей Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
2. Анализ анкет.
3. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Воспитание любви к своей Родине - это трудный, долговременный, процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно.
Задача родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формирования у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений, частички которой необходимо передать детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Обращаясь к словам В. А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю, жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».
Задача взрослых, чтобы впечатления детства стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем истоками патриотических чувств.
Основной целью родителей должно стать формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города - Снежинска. воспитание чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей малой родине.
Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Снежинска.
Умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т. д.).
Воспитывать уважение и гордость;
Познакомить детей с культурным наследием Снежинска;
Предоставить возможность детям почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
Показывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.
Знакомство детей с родным городом является не простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самым ярким событием являются походы, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются самыми красивыми местами нашего города, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой, памятниками.
Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у детей представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях городаПрогуливаясь, по городу наблюдайте за трудом взрослых. Большая роль в этом принадлежит знакомство детей с промыслом края, с народными умельцами.
Для привлечения детей к участию в жизни микрорайона, к решению социальных проблем нужны разные формы работы: субботники, где учувствует вся семья, совместные походы к памятникам: Солдату –защитнику, и т. д. Воспитать внимание, заботу, милосердие к людям - что может быть важнее?
Результатом такой работы станет возросший уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины, а значит, воспитание чувства патриотизма и любви к Отечеству.
4. Уважаемые родители!
Знаете ли вы, с чего началась история города?
Как называлась первая улица города?
Какая школа была в Снежинске первой?
Какие названия были у города раньше?
Кто был первым директором наукограда?
Свою историю Снежинск начал с улицы имени 40 – лет Октября, названной так в честь юбилея Октябрьской революции. Это одна из красивейших улиц Снежинска, улица – набережная с односторонним расположением домов. Вторую улицу города назвали улицей Мира, но в 1961 году её переименовали в улицу Васильева, увековечив память о первом директоре института.
Самый протяженный проспект носит имя первого научного руководителя предприятия К. И. Щёлкина. Улица 40 лет Октября и Васильева пересекает бульвар Свердлова, который называют снежинским Арбатом. На бульваре Свердлова находится «Красный дом», в котором размещается городская власть – единственное здание в городе созданное Санкт – Петербургскими архитекторами.
Улица 40 лет Октября выходит на площадь Победы, где высится памятник Воину – освободителю. Он был воздвигнут в год 40 – летия великой Победы.
Среди достопримечательностей города наиболее известен музей ядерного оружия. Он уникален тем, что в нём экспонируется образцы первых ядерных боеприпасов, спроектированных только в РФЯЦ – ВНИИТФ. Снежинская Царь – бомба – опытный образец. Памятник И. В. Курчатову на 20 площадке - наша гордость. Сотрудники ВНИИТФ были продолжателями дела и почитателями таланта великого учёного. История города неотделима от истории института. Многие улицы города названы именами руководителей ВНИИТФ, выдающихся учёных.
Незабываемое знакомство с нашей природой, озером Синарой, на берегу которого у ротонды были найдены предметы, свидетельствующие о присутствии человека в здешних местах 3 – 5 тысяч лет назад. А наши сосны и берёзы покорят самого искушенного туриста. Зелёный наряд Снежинска состоит из 20 пород деревьев, 10 – 15 видов кустарников. Гостям и новому поколению горожан необходимо посмотреть на уникальный памятник П. П. Бажову (скульптор Н. Новиков, архитектор В. Г. Жуковский). Не каждый город может похвастаться ансамблем, равно как и лапидарием – музеем камней под открытым небом.
Уважаемые родители! Покажите своим детям наш город, расскажите о нём.
5. Памятка для родителей.
Знакомство детей с родным городом.
• Ребё нок должен знать: название своей улицы, свой адрес, улицу на которой находится его детский сад.
• Постарайтесь привлечь внимание детей к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах от дома. Например: школа, почта, магазин, и т. д. Рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
• Знакомя детей с районом, городом в целом, с его достопримечательностями, памятниками объяснять, в честь кого они были воздвигнуты.
• Прогуливаясь, знакомьте детей с городом, природой, наблюдайте за трудом взрослых.
• Вместе с детьми участвуйте в жизни микрорайона, в субботниках.