МААМ-картинки

Консультация «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»

Татьяна Теличенко
Консультация «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Многие женщины стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, из "добытчиков" постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Публикация «Консультация „Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям становится понятно, что гендер не меняется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги сходятся во мнениях, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Семья является важным социальным институтом воспитания. В семье осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для становления полоролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на полоролевом развитии ребенка.

Работа с семьей включает следующие методы:

- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;

- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);

- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);

- проведение опросов, анкетирование, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Основные направления организации работы с семьей

1. Диагностическая работа по изучению семей (составление социального портрета родителей, анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье).

2. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,

групповой и индивидуальной работе с семьей.

3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.

4. Организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.

5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

6. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

7. Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.

8. Оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.

9. Тематические уголки по работе с семьей.

10. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.

Работа с родителями должна быть систематической, нужно активно приобщать их к педагогическому процессу; подготавливать информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа должна строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье.

Таким образом, формирование позитивной половой идентичности у детей невозможно без совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа по организации взаимоотношений по данному вопросу направлена на обогащение знаний родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек, на осознание необходимости учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек.

Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Список использованной литературы:

1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О. И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

2. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Елжова, Н. В. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009.

3. Педагогика взаимопонимания : занятия с родителями. / Москалюк, О. В., Погонцева, Л. В. - Волгоград: Учитель, 2010.

4. Справочник дошкольного психолога. /Широкова, Г. А. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
Опубликовано: 31 июля 2014 в 16:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Теличенко (УИ 223696) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД