Татьяна Теличенко
Консультация «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Многие женщины стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, из "добытчиков" постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Публикация «Консультация „Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям становится понятно, что гендер не меняется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги сходятся во мнениях, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Семья является важным социальным институтом воспитания. В семье осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для становления полоролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на полоролевом развитии ребенка.
Работа с семьей включает следующие методы:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
- проведение опросов, анкетирование, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Основные направления организации работы с семьей
1. Диагностическая работа по изучению семей (составление социального портрета родителей, анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье).
2. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,
групповой и индивидуальной работе с семьей.
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.
4. Организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.
5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
6. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
7. Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.
8. Оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
9. Тематические уголки по работе с семьей.
10. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.
Работа с родителями должна быть систематической, нужно активно приобщать их к педагогическому процессу; подготавливать информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа должна строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье.
Таким образом, формирование позитивной половой идентичности у детей невозможно без совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа по организации взаимоотношений по данному вопросу направлена на обогащение знаний родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек, на осознание необходимости учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Список использованной литературы:
1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О. И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
2. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Елжова, Н. В. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009.
3. Педагогика взаимопонимания : занятия с родителями. / Москалюк, О. В., Погонцева, Л. В. - Волгоград: Учитель, 2010.
4. Справочник дошкольного психолога. /Широкова, Г. А. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003.