Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Наблюдения в уголке природы и ведение календаря природы»

Юля Ляшенко
Консультация для воспитателей «Наблюдения в уголке природы и ведение календаря природы»

Наблюдения в уголке природы и ведение календаря природы.

Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к ней,

любознательность. Я знаю, во всех детских садах есть уголки природы, где ребята могут ухаживать за растениями, ухаживать и наблюдать за

животными, которые в них живут. Ведь во время ухода за всеми обитателями живого уголка у детей формируется такое ценное качество, как трудолюбие,бережное отношение ко всему живому,ответственность за

Публикация «Консультация для воспитателей „Наблюдения в уголке природы и ведение календаря природы“» размещена в разделах

порученное дело. И еще хочется отметить, что для уголка природы необходимо учитывать требования программы, возрастные особенности детей, конкретные возможности их размещения.

В подготовительной группе продолжаю знакомить с животными уголка природы и воспитываю бережное, заботливое отношение к ним.

Например, при наблюдении за рыбками, спрашиваю, в каком слое воды

аквариума эти рыбы чаще всего находятся,как они держатся-стайкой или

поодиночке, уживаются с другими рыбками или дерутся. Подвожу детей к пониманию того, что для животных надо создавать условия, близкие к природным : в аквариуме должны быть растения, на дне-песок, мелкие ка-мушки. Кормить животных надо тем, что они едят в природе.

В начале первого наблюдения - даю детям элементарные представления о животном, его внешнем виде и основных повадках, планирую несколько занятий по наблюдению за одним животным и сравнению с другим.

При ознакомлению с новыми животными- даю более сложное содержание

например, рассказываю о жизни животного в природе, о пользе его для человека. Обучая сравнительному анализу при ознакомлении с животными, подвожу детей к выводам и умозаключениям.

Например, одно их животных, хорошо знакомое дети могут сравнить по памяти с другим, относящимся к данному классу.

Провожу обобщающую беседу. Например,беседа о зимующих птицах, в которой формирую понятие об этой группе птиц и наблюдения за какой то одной из них.

Также провожу итоговые наблюдения - цель которых закрепить знания о животных. Например, наблюдение за птицами. По определенному плану,

ребята рассматривают и описывают птиц,сидящих в клетке,а также тех,

которых они видели на участке во время экскурсии с родителями в лес.

Отмечают во время экскурсии признаки и различия и сходства между ними, а затем выделяют признаки, характерные для птиц. Отмечаем красоту многих птиц, рассказываю о приносимой ими пользе в природе, о необходимости охраны птиц в природе.

Кроме наблюдений в группе - советую родителям, чтобы сходили в парк, лес - понаблюдали за животными в естественных для них обстановке (где можно увидеть белок, птиц - покормить их и понаблюдать за ними.

В итоговом наблюдении за рыбками, прошу сравнить рыбок между собой:

сначала рассмотреть и рассказать о внешнем виде, размере, форме

тела, окраске чешуи, размере и форме плавников рыбок, затем о том,

как они ведут себя в аквариуме.

Также наблюдаем за комнатными растениями в уголке природы.

Напоминаю, что уход за растениями должен быть неодинаков: одни

цветы нуждаются о обильной поливке, другие надо поливать реже и

понемногу, одни любят свет, другие лучше растут в затемненном месте.

Учу детей очищать от пыли ворсистые листья растений мягкой

кисточкой, показываю, как это делается, объясняю почему (от капель

воды на листьях остаются бурые пятна). Сообщаю, что некоторые

растения нуждаются во влажном воздухе,поэтому их следует

опрыскивать несколько раз в день. Ежедневно дежурные по уголку природы осматривали растения, обращали внимания на то, что некоторые

разрослись, у них много листьев, корни выходят сверху из земли,

объясняла: этим растениям мал горшок с землёй, предлагала его

пересадить. Проводили коллективный труд по пересадке растений,

черенкование растений, наблюдение за цветением комнатных растений.

В уголке природы в подготовительной группе календарь природы должен быть более сложным. В нашей группе был настенный общий календарь природы (где стрелкой можно было отметить то или иное время года,

температуру воздуха, часть суток, год, число).

Чтобы разнообразить наблюдения и заинтересовать дежурных по

уголку природы, я придумала ведение календаря природы :

Каждый день дежурные по уголку природы-отмечали погоду в течение

всего дня, и записывали в тетрадь свои наблюдения. В начале тетради

были нарисованы условные обозначения, дети уже могли самостоятельно

записывать т. е. рисовать в клеточках, что наблюдали в течении всего

дня (дождь, снег, ветер, солнце). А также выставляли иллюстрации

(рисунки, например,вчера в пятницу, было тепло, дети видели

бабочек на участке:ребята поместили рисунки с изображением

бабочек; сегодня холодно, бабочки спрятались, их изображения

(рисунки)-убирали. Рисунки выбирали самые интересные по содержанию.

Календарь вели по месяцам : в тетради каждый день клеточка заполнялась условными знаками, обозначающими погоду данного дня. В

конце месяца подводился итог:(сколько было дней солнечных, сколько

пасмурных, дождливых, ветреных, снежных, когда первый раз выпал снег, сравнивали, каких дней было больше. Так дети наглядно

определяли, какая погода в этом месяце преобладала.

Наш календарь природы - часто использовала как наглядный материал на

занятиях, при проведении итоговых бесед о временах года.

Публикации по теме:

Календарь природыКалендарь природы Наблюдение в природе– это специально организованное воспитателем, целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Уголок природы в детском садуУголок природы в детском саду Уголок природы это она из игровых и учебных зон в нашей группе. В уголке природы дети систематически наблюдают за изменением природы, ухаживают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Наблюдения в уголке природы и ведение календаря природы»
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 23:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД