Свиридова Елена Викторовна
Консультация для воспитателей «Чтение для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение для детей - важный момент в нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Чтение для детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого (педагога и родителей) – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга.
В ДОУ существует много форм работы по приобщению детей к чтению :
1) Занятие – важная форма работы с книгой в ДОУ. На занятии ребёнок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением, учится слушать, воспринимать и понимать его.
2) Уголок чтения – здесь должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей.
3) Чтение в свободное время – полюбившихся детям книг, принесённых из дома, «толстых» книг. Чтение с «продолжением» развивает у ребёнка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес. Когда дети приносят из дома свои любимые книги, воспитатель читает её и благодарит за интересную книгу. Такое внимание вызывает у ребёнка особый эмоциональный отклик.
4) Чтение стихов на природе. Находясь вне стен ДОУ, дети совсем по-иному, чем на занятии в группе, воспринимают лирические стихи. На природе они оказываются способными самостоятельно понять образы, созданные Пушкиным, Тютчевым, Фетом, Есениным, Буниным. Слушая стихи в парке, в лесу, ребёнок становится не только слушателем, но и созерцателем окружающего. Он сопоставляет видимое и слышимое, активно работает его ассоциативное мышление, соединяющее зрительные и словесные образы.
5) Игра-драматизация, просмотр кукольного театра, диафильмов.
6) Литературные утренники и развлечения. Участие ребёнка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у ребёнка интереса и любви к книге. Ведь любая инсценировка – плод длительного знакомства с книгой: чтение, разучивание, обыгрывание, рисование пригласительных билетов, изготовление декораций, костюмов и др.
7) Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только их произведения, но и то, какими они были в детстве, чем интересовались.
8) Тематическая выставка, посвящённая творчеству писателей. Цель – углубить литературные интересы детей.
9) Углублённое знакомство детей с какой-либо темой, с творчеством какого-нибудь писателя или с каким-нибудь произведением.
10) Создание «Книжкиной больницы» помогает привить бережное отношение к книге.
11) Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
12) Создание детьми книг - самоделок. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое – сделать её самому.
13) Празднование именин произведения. В библиотеке есть календарь «Книжкины именины», где можно узнать про книги, которые отмечают свой юбилей в текущем году.
14) Оформление макетов по мотивам любимых сказок.
15) Выставка интересных книг, на которой можно представить интересные экземпляры из домашних библиотек. Например: книги-малютки, книги-великаны, старые экземпляры. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили читать.
16) Посещение городской детской библиотеки. Знакомство с ней и библиотекарями, запись в библиотеку, участие в викторинах и т. д.
17) «Читательский дневник», в котором дети делают рисунки после чтения понравившегося произведения.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребёнка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.