Людмила Балаценко
Домашние визиты. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, на воспитание ребенка влияет, в первую очередь его семья. И даже самые квалифицированные педагоги, работающие по самым современным программам, не смогут конкурировать с родителями, которые на глубинном, подсознательном уровне закладывают у ребенка представление о том, какова жизнь и по каким правилам можно в ней действовать.
Поистине семья – это место, где делают людей (Ф. Бекон, где формируется их отношения к людям, к миру. Поэтому так важно узнать семью изнутри, почувствовать ее атмосферу, понять какие приоритеты существуют в каждой семье, какие отношения между родителями, увлечения, интересы, семейные праздники, традиции.
Публикация «Домашние визиты, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Чтобы лучше понять ребенка, найти наиболее оптимальные решения проблем воспитания конкретной личности, необходимо расположить к себе родителей, заслужить их доверие, вызвать на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогами своими мыслями, сомнениями. Мы считаем, что воспитателям обязательно нужно познакомиться с родителями и детьми в неформальной обстановке, при посещении семей.
Домашние визиты - очень важный и исключительно ответственный момент в работе воспитателя с родителями.
Семья - это в какой-то мере интимная область, в которую может быть допущен не каждый желающий. И очень важно построить доверительные отношения с родителями таким образом, чтобы вас пригласили к себе или хотя бы разрешили придти в семью.
Цели для таких визитов могут быть разными :
• это часто болеющие дети;
• установления более тесного контакта с родителями;
• Выявления причины частого непосещения ребенком детского сада.
Но главная цель каждого визита - это установление более тесного контакта с ребенком и семьей.
С первых минут общения с родителями, мы наблюдаем их доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве. Мы чувствуем, что мы желанные гости.
На примере нашего визита в семью К. Коли, мы хотим рассказать вам о том, как проходила наша встреча. Стоит отметить, что Коля поступил к нам в старшую группу в середине учебного года и по возрасту был младше детей. Это отражалось во всей деятельности ребенка: медленно кушал, последним одевался, на занятиях был пассивным, а в общении с детьми малоактивным.
Это беспокоило и нас и родителей. Они постоянно интересовались: С кем дружит наш Коля? В какие игры играет? Сам ли одевается на прогулку? Все ли съедает за обедом? Они очень переживали за сына, так как он в группе был самый маленький. Мы обращали внимание родителей на то, что Коля в группе робкий, стеснительный, неуверенный. Однако родители с нами не соглашались. Тогда мы решили пообщаться с ребенком в домашней обстановке. Вместе с родителями назначили день и время посещения. Зная, что ребенок увлекается рисованием, мы в подарок Коле приготовили раскраски, цветные карандаши. Дружная семья Коли, тоже готовилась к встрече. С утра все распределили обязанности: мама с Колей и сестренкой Олей делали торт, папа наводил порядок. Все члены семьи были искренне рады нашему визиту. Коля пригласил нас в свою комнату, и они с сестренкой с большим желанием показывал свои книжки, игрушки, вовлекли нас в игру. Мы вместе с Колей рассматривали книги и играли в настольно печатную игру «Четвертый лишний». По ходу общения Коля с удовольствием отвечал на интересующие нас вопросы: Какая игрушка у тебя самая любимая? Кто ее подарил? С кем ты любишь играть? Покажи свою любимую книгу? О чем она? Зачем вам столько энциклопедий? Родителей привлекла наша беседа, и они присоединились к нашей компании, и стали нашими собеседниками. Колины папа и мама узнали от нас, какими книгами интересуется Коля в группе, любит ли Коля трудиться, кто друзья Коли. Во время непринужденной беседы и мы многое узнали о ребенке. Оказалось, что наш Коля умеет читать, прекрасно разбирается в разных видах транспорта, умеет рассуждать и доказывать, чего мы в группе не замечали. Коля с гордостью показал нам красивые фотографии, которыми были украшены стены комнаты. Мы узнали, что Колин папа замечательный, профессиональный фотограф. И мы все вместе рассматривали семейные фотоальбомы. Коля был активным рассказчиком и много интересного поведал нам о своей семье. Мы узнали, что все члены этой семьи любят спорт, природу, увлекаются путешествиями, а папа все это отражает в своих фотоработах и участвует в различных фотоконкурсах. А Колина мама просто рукодельница, она шьет замечательные игрушки своим детям: тряпочных кукол и разных сказочных животных.
А сюрпризом для нас было то, что пригласив в одну из комнат, мы увидели театральные атрибуты к сказке «Три медведя» и все мы стали участниками этой сказки, к которой привлекла нас Колина мама, что всем доставило огромное удовольствие. После тесного и теплого общения мы все вместе пили чай с изумительным тортом «Изюминка», над которым хлопотала вся семья. Расставаясь у нас, возникло желание встретиться вновь. Наш визит в семью Коли К., принес свои результат, как для нас, так для самого Коли и его родителей. Мы заметили, что Коля стал более доверительно общаться как с нами, так и со сверстниками в группе, охотно делиться личными впечатлениями, рассказывать о своих достижениях. А у родителей Коли уменьшилась тревожность за сына. Наше посещение, помогло нам лучше узнать ребенка, понять его интересы, сблизить нас с родителями.
Мы отмечаем, что после таких вот совместных встреч в неформальной обстановке родители становятся доброжелательнее, гораздо активнее, начинают участвовать в жизни группы и детского сада, предлагают свою помощь. Между нами воспитателями, и родителями возникают более доверительные отношения.
Нужно сказать, что нынешние родители уже не те, которые были несколько лет назад: они все владеют компьютером, различной педагогической информацией, делятся своим опытом по воспитанию и обучению ребенка, открыто высказывают свое мнение. Посещая семьи, нас удивило и порадовало то, что родители бережно хранят наши памятки, рекомендации, грамоты, благодарственные письма. В одной семье мы увидели все это в красивых рамочках в прихожей на стене, у других все оформлено в семейном альбоме, в красивых папках.
Несмотря на то, что домашние визиты это трата личного времени на подготовку к встрече, это некоторые материальные затраты, зато это помогает наладить контакт с семьей, стимулирует доброе отношение родителей к детскому саду, мотивирует родителей на активное участие в жизни группы. В конечном итоге посещение семей благоприятно сказывается на результативности воспитательной и образовательной работы и на формирование всестороннего развития личности ребенка.