Ирина Янгуатова
Консультация для воспитателей «Использование интеллект-карты в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 20 г. Аша Янгуатова И. С.
Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.
Я предлагаю вашему вниманию буклеты, готовые интеллект карты для детей старшего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект карт с моими ребятами.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование интеллект-карты в ДОУ“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами, алгоритмами действий. Одним из инновационных и эффективных методов познавательного развития и развития речи ребёнка является использование интеллектуальных карт.
Метод интеллект карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе с английского - это "карты ума".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт".
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В педагогической практике можно применять интеллект карты следующим образом:
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала.
3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Последовательность работы при составлении интеллект карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
Дети по составленной интеллект карте при любом варианте составляют предложения.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект карт позволяет осуществлять интеграцию областей.
Мы начали составлять интеллект карты во второй половине старшей группы. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Использовали интеллект карты для закрепления тематических недель ДОУ. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект карты, такие как: круглый год, домашние животные. Продолжаем работу и в подготовительной группе на закрепление и пополнение интеллект карт.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и объемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Мы планируем продолжать работу далее с ребятами в данном направлении.
Спасибо за внимание!