Елена Голубева
Консультация для воспитателей «Жестокое обращение с детьми в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Детско – родительские отношения отличаются сложностью. Их характер зависит от особенностей личности родителей и ребенка, психолого – педагогической компетентности и уровня образования родителей, от используемых взрослыми средств воспитательного воздействия по отношению к ребенку и др. По общей направленности эмоционального компонента взаимоотношения родителей и детей можно разделить на положительные, амбивалентные и отрицательные взаимоотношения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Жестокое обращение с детьми в семье“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Положительные взаимоотношения детей с родителями характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между родителями и детьми и почти полным отсутствием конфликтов.
Амбивалентные взаимоотношения отличаются противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких эмоциональных контактов с конфликтами.
Отрицательные взаимоотношения характеризуются частыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между детьми и родителями.
Качество детско – родительских отношений оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение и на установки в общении.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или сверстников, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Формы жестокого обращения с детьми :
• Физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
• Сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми; просмотр видеороликов данного характера);
• Психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний. Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Выделяются характерные особенности в поведении ребенка дошкольного возраста, которые могут позволить педагогу заподозрить неблагополучие в детско – родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к ребенку:
Признаки физического насилия:
• Боязнь физического контакта с взрослыми;
• Стремление скрыть причину травм;
• Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
• Негативизм, агрессивность, жестокое обращение к окружающим и с животными;
• Суицидальные попытки, разговоры об этом («Я не хочу жить», «Мне надоело жить»).
Признаки сексуального насилия:
• Ночные кошмары, страхи;
• Не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
• Стремление полностью закрыть свое тело;
• Депрессия, низкая самооценка.
Признаки психического насилия:
• Постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
• Различные соматические заболевания;
• Беспокойство, тревожность, нарушения сна;
• Агрессивность;
• Склонность к уединению, неумение общаться;
• Задержка физического, умственного развития;
• Низкая успеваемость;
• Нервный тик, энурез.
Признаки пренебрежения нуждами ребенка (заброшенные дети) :
• Задержка речевого и моторного развития;
• Постоянный голод;
• Кража пищи;
• Требование ласки и внимания;
• Низкая самооценка, низкая успеваемость;
• Агрессивность, импульсивность;
• Сонный вид и утомленность;
• Санитарно-гигиеническая запущенность;
• Отставание в физическом развитии;
• Часто вялотекущая заболеваемость;
• Антиобщественное поведение, вандализм.
Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить неблагополучие в детско – родительских отношениях, а также жестокость и насилие родителей по отношению к детям:
1. Не уделяют достаточного внимания состоянию здоровья своего ребенка.
2. Не интересуются делами, трудностями и проблемами ребенка, а обеспокоены только собой, своими проблемами.
3. Не ласкают ребенка, не оказывают ему эмоциональной поддержки.
4. Говорят о пользе физических наказаний.
5. Проявляют патологические черты характера: агрессивность импульсивность, сниженный самоконтроль, неадекватность по отношению к окружающим и к ребенку.
6. Отождествляемость ребенка с неприятным человеком, подчеркивает внешнее сходство, сходство в характере. («Он весь в своего отца! Такой же невыносимый и грубый!» или «Она вся в свою мать - истеричку!» и т. д.).
7. Негативно оценивают ребенка.
Факторы риска, провоцирующие возникновение нарушений в детско – родительских отношениях и жестокость :
1. Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией.
2. Очень молодые родители (младше 17 лет)
3. Низкий уровень образования родителей и недостаток у них психолого – педагогической культуры.
4. Родители, которые сами подвергались в детстве жестокому обращению.
5. Нервно – психические нарушения родителей, патологические черты характера у них.
6. Нежеланный ребенок, в т. ч. нежеланный по полу.
7. Наличие у ребенка физических, умственных недостатков.
8. Нарушения в поведении у ребенка.
Профилактика жестокого обращения с детьми :
• Создание доверительно-делового контакта педагогов с родителями;
• Участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
• Изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр, патронаж семей группы риска).
Как видим, ребенок дошкольного возраста при неблагополучии детско – родительских отношениях взаимоотношениях часто попадает и в ситуацию неблагополучия во взаимоотношения со сверстниками. При нарушении детско – родительских отношениях и при нарушении взаимоотношении ребенка со сверстниками, психика ребенка – дошкольника находится в крайнем напряженном состоянии. И данная ситуация требует от педагога осторожности, внимательности и терпения.