Папки-передвижки

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные требования математической подготовки детей: формы, методы, технологии»

Елена Жеронкина
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные требования математической подготовки детей: формы, методы, технологии»

«Современные требования

математической подготовки детей дошкольного возраста:

формы, методы, технологии»

В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Современные требования математической подготовки детей: формы, методы, технологии“» размещена в разделах

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Кроме того, приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО).

В соответствии с данным документом развитие детей-дошкольников осуществляется на основе образовательных программ дошкольного образования, обязательная часть которых предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Во ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие».

В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений» – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют, но не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Задача взрослого - поддерживать интерес ребенка.

При современной организации образовательного процесса новое знание не дается детям в готовом виде, педагогом создаются такие ситуации, когда у дошкольника возникает внутренняя потребность включения в деятельность, а затем в процессе этой деятельности – мотив обучения. Взрослый перестает выполнять функцию информирования, а становится организатором, партнером, помощником, наставником и консультантом в познавательной деятельности детей. В роли организатора педагог моделирует образовательные ситуации; отбирает способы и средства; создает развивающую образовательную среду; организует процесс детских «открытий»; создает такие условия, чтобы каждый ребенок смог радостно и полноценно прожить очень важный и ответственный период своей жизни – детство.

Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах.

Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.

Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому ее освоение носит сугубо индивидуальный характер.

Содержание математического развития дошкольников должно быть направлено на овладение первоначальными представлениями, понятиями, которые связаны с математической наукой (и они неизменны); овладение способами познания, умением наблюдать, выделять, сопоставлять свойства предметов, рассуждать, приходить к умозаключению.

Процесс формирования элементарных математических представлений должен осуществляться педагогом с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений :

комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе;

сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

учебно-познавательные книги для детей.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но и в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, формы организации обучения, также соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям : научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д.

На сегодняшний день разрабатываются и внедряются в практику образовательной деятельности новые средства, в частности информационно-коммуникативные технологии. Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непрерывной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность интереснее и познавательнее.

Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но нельзя забывать о норме. Всякое лекарство становится ядом, если принято в неразумных дозах. Как и любые занятия, занятия с ИКТ требуют времени, правильного их использования, терпения и внимания со стороны педагогов.

В процессе формирования элементарных математических представлений дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, не понимают, для чего нужно считать, за цифрой не видят числа, за числом – окружающий мир. Избежать этого может помочь правильный выбор методов и приемов работы с детьми. Методы – это способы совместной деятельности воспитателя и воспитанника по глубокому, прочному, осознанному освоению материала. Составные части метода это методические приемы.

Используемые методы обучения : наглядные, словесные, практические, игровые. Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты, работы со схемой, планом, проектная и познавательно-исследовательская деятельность).

Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.

Наглядные (демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей) и словесные методы (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры) в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей.

При формировании элементарных математических представлений

широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом.

Демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер, выполняется с помощью разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей.

Инструкция по выполнению самостоятельных заданий (упражнений). Прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. Инструкция сообщает, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.

Давая инструкцию, нужно учитывать, что дети знают и умеют делать, и показать только новые приемы работы. Особое место занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно - познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей, изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что они обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации, которые используются для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников. Проблемные ситуации являются частью – технологии ТРИЗ. Нужно выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, сказок, рассказов. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу». Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ – упражнений:

«Поиск общих признаков» – найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков.

«Третий лишний» – взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем.

«Поиск противоположных объектов» – назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Данные игры и упражнения эффективно развивают интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка. Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, но которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д. Вначале их учат сравнивать минимальное количество предметов. Затем количество предметов постепенно увеличивают, а степень контрастности сопоставляемых признаков соответственно уменьшают.

Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.

Воспитатель вносит в группу сразу большое количество одинаковых игрушек — столько, сколько детей. Раздает по одной игрушке каждому малышу, а затем собирает их вместе. На глазах у ребят группа предметов дробится на отдельности, а из них вновь воссоздается целое.

На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем — дети.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются чаше всего в комплексе.

Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании

временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;

количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д., пространственных: модели геометрических фигур и т. д.

при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы, либо словесными (словами-числительными).

Процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребенка:

овладение навыками непосредственного замещения частей; схем моделей реальными предметами — в младшем возрасте;

освоение действий по использованию готовых моделей – в среднем возрасте;

освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем – в старшем дошкольном возрасте.

Логика развития познавательных способностей дошкольника

Возраст Способности

сенсорные интеллектуальные творческие

Младший Идентификация частей моде-ли с сенсорными эталонами Замещение Опредмечивание

Средний Соотнесение готовой модели с эталоном Манипулирование готовыми моделями Символизация

Старший Моделирующая перцепция Создание моделей Детализация

Знание логики развития познавательных способностей ребенка позволяет педагогу:

наблюдая за действиями детей в ходе моделирования и кон-струирования, видеть определенный этап их развития;

давать качественный анализ детской деятельности, стимулирующий к поиску новых форм, методов, приемов, материалов для дальнейшего успешного математического моделирования.

Одним из современных технологий обучения математике является экспериментирование. Экспериментирование - это технология воспитания, обеспечивающая самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем). Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу, чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Но все же ведущее место занимают игровые методы, так как игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически и является основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности.

Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Именно игра с элементами обучения, которая интересна ребенку, поможет в развитии его математических способностей.

Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры формирует знания и умения, но может – и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей («Кто быстрее?», «Наведи порядок»).

При выборе того или иного метода или приема важным является учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

Таким образом, подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Содержание современного математического образования должно предполагать помощь взрослого детям в проникновение в сущность отношений между объектами окружающего мира (однородности; связности; сложности; структурности; конструктивности; отношение системности) и формирование у дошкольников начал (основ) соответствующих математических категорий : однородности (тождества, движения (изменения, порядка, целостности.

2. Для успешного овладения дошкольниками математических представлений необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных, так и инновационных.

Но не стоит забывать, что не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём.

Литература:

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики - М. : ВЛАДОС, 2003.

2. Березенкова Т. В. Формирование элементарных математических представлений дошкольников. offline-вебинар «ФГОС ДО: формирование элементарных математических представлений дошкольников»

25 июля 2015г (Электронный ресурс). Режим доступа: https://madou11reutov.ru/d/842122/d/femp.pdf

3. Коломеец А. В. Организация эффективной работы по математическому развитию дошкольников в ДОО в свете требований ФГОС ДО.

Известия ВГПУ, No3(268, 2015. Педагогические науки (Электронный ресурс). Режим доступа:

https://izvestia.vspu.ac.ru/content/izvestia_2015_v268_N3/Izv VGPU 2015 Issue 3 (268)

4. Михайлова З. А., Носова Е. А., Столяр А. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб. : Детство - Пресс, 2008.

5. Петрова В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста (Электронный ресурс). Режим доступа:

https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21452/20_218_A5kl-000510.pdf

6. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. М. : Сфера, 2008.

7. Свирская Л. В. «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»; научно-практический семинар «Научно-практические подходы к реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.firo.ru/?p=20618

Публикации по теме:

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация для воспитателей «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня в ДОУ» Уже в дошкольном возрасте начинается вхождение детей в мир математики. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные требования математической подготовки детей: формы, методы, технологии»
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 14:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД