Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»

Меньшикова Людмила Викторовна
Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»

Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном процессе осуществляется не просто процесс воспитания и обучения, а происходит процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не только обмен учебной информацией и символами, сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия. Так, Д. А. Махонин утверждает, что интерактивное взаимодействие не только способствует повышению интеллектуальной активности субъектов взаимодействии, но и создание условий для развития диалогового общения, формированию взаимопонимания, взаимодействия, совместного решения общих, значимых для каждого участника образовательного процесса задач.

В качестве одного из таких условий выступает изменение информационных потоков в процессе развивающего или обучающего взаимодействия. При этом В. В.Гузеев следующем образом определяет подходы анализа данного феномена в процессе взаимодействия: «Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения (Общение между воспитанником и педагогом в ДОУ всегда подразделялось на пассивное и активное, при противоположном направлении потока – интерактивный режим (Интерактивный режим предусматривает непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ). Пассивный режим отличается активностью обучающей среды, когда познавательная информация усваивается ребенком со слов педагога или формируется благодаря использованию тех или иных средств обучения, автодидактических материалов; интерактивный режим предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности и формирование поочередной односторонней направленности внимания с объекта на субъект образовательной деятельности со сменой их позиции (со взрослого на ребёнка и наоборот, характерной для технологии самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития; интерактивный режим взаимодействия предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание ребёнка, вызывающих его активную деятельность и коллективную активность.

В рамках интерактивного режима взаимодействия предполагается общение каждого ребенка не только с педагогом, но и с группой сверстников. При этом дети объединяются в подгруппы с учетом не только личных склонностей, но и по принципу взаимного дополнения тех или иных качеств характера и типов мышления.

Например, Г. А. Цукерман говорит о том, что «слабому» с точки зрения познавательной активности ребенку, нужен не «не сильный», а активный и доброжелательный, терпеливый партнер, «сильному» - равный по силе. Каждый из участников такого интерактивного влияющего друг друга общения, должен освоить, отработать в паре или в подгруппе, следующие позиции (по Н. Е. Вераксе):

- нормативную позицию, которая связана с усвоением норм и правил соответствующей деятельности;

- диалектическую позицию,которая предполагает ответ на вопрос: «как можно изменить существующие правила и нормы?»;

- символическую позицию,которая позволяет ответить на вопросы: «какое отношение нормы и правила имеют лично к нему? В чем он видит смысл изучения связанного с ними объекта или явления?».

Формирование данных позиций включает формулирование проблемы и постановку познавательной задачи, стоящей перед группой; поиск (обсуждение) лучшего решения; обобщение мнений и поведение итогов групповой работы; формулирование группового решения.

В данный процесс как в процесс групповой деятельности может включаться в следующие:

1. распределение совместных действий и операций (в том числе обмен способами действий) определение последовательности их выполнений;

2. планирование общих и индивидуальных способов работы;

3. коммуникация, обеспечивающая реализацию процесса распределения, обмена и взаимодополнения, и формирования взаимопонимания;

4. рефлексия связанная с изменением и формирования отношения к собственному действию в контексте содержания и форм совместной работы.

При этом используются специфические технологии работы с ребёнком и детским коллективом со стороны педагога. Они носят названия интерактивных технологий.

Среди интерактивных образовательных технологий классификация Н. В. Борисовой и В. Б. Кузова выделяют следующие технологии:

- методологические образовательные технологии – педагогическая концепция теорий, подходы, определяющие сущностные параметры воспитательные – образовательные процессы и выступающие в качестве его интегральной модели – к ним относятся личностно – ориентированные, адаптивные, развивающие технологии проблемного обучения, модульные, контекстные, уровневой дифференциации обучения, технологий педагогического общения, технологии игрового обучения, здоровьесберегающие технологий. ;

- стратегические образовательные технологии- технологии, описывающие организационный процесс, характеризующийся определённой функцией тем,определенным типом деятельности его участников и ориентированный на достижение стратегических целей воспитания и образования и формирование соответствующих компетенций - делятся на следующие виды: технологии диагностики, прогнозирования, технологий проектирования, технологии исследования, диалоговые технологии и технологии дискуссий, технологии саморазвития и обучения, технологии группового воздействия и создания команд, игротехники, коррекции и д. р.

- тактические образовательные технологии – конкретные разновидности реализации образовательного процесса в рамках одной из стратегических технологий, направленные на достижении тактических целей воспитания и образования и отличающихся по условиям воспитания и обучения, развивающего взаимодействия воспитателя и воспитанников и специфике обученного материала –среди них выделяется:

- технологии анализа педагогических ситуаций (ситуации – иллюстрации, ситуации – оценке, проблемные ситуации);

- технологии игрового проектирования (имитационные игры, ролевые игры, организационно - деятельные игры, деловые игры);

- тренинги разного типа (организационно – подготовительная работа - разминка, основная часть, исследовательский этап (рефлексия, заключительный этап (подведение итогов)).

- индивидуальная и групповая самостоятельная работа (использования метода эссе и создание творческих проектов и т. д.).

При этом стратегические и тактические интерактивные технологии всегда направленны на поиск проблемных точек развивающего и обучающего взаимодействия между участниками образовательного процесса, субъектами образования.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»
Опубликовано: 4 августа 2020 в 21:56
+179Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 апреля. День простого карандаша на МААМ

Такому непростому простому карандашу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы сделать простой карандаш инструментом детской продуктивной...

20 апреля. День кукольной одежды на МААМ

На занятиях это тематического дня можно познакомить детей с разновидностями одежды – по полу, сезону, предназначению. Обратить внимание на детали одежды: рукава, воротник, манжета, пуговицы, карманы,...


Горячие темочки