Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для разучивания стихотворений»

Наталья Гаргаева
Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для разучивания стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы

 При работе с детьми, имеющими нарушения речи, педагоги часто отмечают, что дети без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, они плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Да и от родителей мы часто слышим такие слова - «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование мнемотаблиц для разучивания стихотворений“» размещена в разделах

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.

Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой, которые не требуют усилий для запоминания.  

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие -  зрительные образы (развита зрительная память).

Так же существует ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

 А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Зная, что память бывает разная, и что она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, я решила использовать в своей работе приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Одним из них является…

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

 Я использую данную технологию при составлении описательных рассказов, при пересказе текста, при заучивании стихотворений, загадок, пословиц, при разучивании детских песен.

Феноменальная память - это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего использую мнемотаблицы.

 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная  информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе я предлагаю готовый план (схему). Например:

Осень на опушке

Краски разводила.

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелетел орешник

И зарделись клёны,

В пурпуре осеннем

Только дуб зелёный.

Утешает осень:

«Не жалейте лета!

Посмотрите роща

Золотом одета!»

По мере обучения в процесс создания уже включаются дети и создают свои схемы.  

Но, что делать, если  мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

 Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.  Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки).

Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком?

Варианты игр с мнемотаблицами :

Восстановить последовательность картинок по памяти;

Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые      относятся к данной теме;

Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

Найти лишнюю картинку;

Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

«Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай», где взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, можно в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст, тем самым развивать память ребёнка.

При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в  рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. рисует дерево,  и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

 Этот приём  им пригодится в жизни, а конкретно поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста  дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач.

Думаю, что образцы моих мнемотаблицам, которые я показала сегодня, пригодятся и Вам, а так же понравятся вашим детям.  Их можно предложить и Вашим родителям для   использования в домашней игротеке.  Это очень интересно и увлекательно!

Желаю всем удачи!

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в логопедической работеИспользование приемов мнемотехники в логопедической работе Использование приемов мнемотехники в логопедической работе. Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание.

Презентация «Мелкая моторика в развитии речи» Предложенная тема "Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи дошкольника" является актуальной в работе с детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для разучивания стихотворений»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 17:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для разучивания стихотворений»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гаргаева (УИ 288144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД