Ирина Александровна Паргатова
Консультация для воспитателей «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формирует такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства).
Публикация «Консультация для воспитателей „Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на современном этапе одной из главных задач образования является не только передача определенной суммы знаний и умений, но и развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний, через личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Взаимодействовать – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами.
Целью личностно-ориентированной модели общения педагога и ребёнка -содействовать становлению личности (развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей).
В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами.
Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня.
Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации.
- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных результатов;
- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении;
- выстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;
- стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;
- умеет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации, готов к постоянному личностному и профессиональному росту;
- умеет аргументировано отстоять свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией;
- открыт к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) как в своей стране, так и за рубежом;
- умеет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами;
- умеет транслировать свои профессиональные достижения на мероприятиях психолого-педагогической направленности разных уровней (внутри учреждения, на окружном, городском, всероссийском и международном уровнях).
Неадекватные педагогические воздействия взрослых, такие как ограничение исследовательской активности, равнодушие, навязывание готовых ответов и суждений, упреки в случае неудачи сдерживают развитие у дошкольников потребности в активном познании.
Для педагога ДОУ во взаимодействии с ребенком, главное:
установка на ребенка дошкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;
ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;
направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;
диалогическая позиция в общении;
направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
поощрение творческой активности ребят.
Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции:
1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).
Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.
2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
З. Фасилитатор.
Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.
4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.
Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:
*проведение занятий по подгруппам;
*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; -
*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;
Литература
1. Железнякова, З. Р. Педагогические условия организации развивающего взаимодействия с детьми раннего возраста : автореф. Дис. … канд. пед. наук. : 13.00.01 / З. Р. Железнякова. — Минск, 2000. — 15 с.
2. Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е. А. Пань–ко. — 2–е изд., перераб. и доп. — Минск: Зорны верасень, 2006. — 264 с.
3. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. — М. : Academa, 2000. — 151 с